О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineЛунный календарьСМИ о насКонтакты
Журнал для женщин
Обратная связь

Статьи

 
Нохчийн Синкъерам

Институт «Синкъерам» («Чеченская вечеринка») — явление открытое и публичное. Любое уединение категорически запрещалось. Стоит вспомнить, что любое, даже непроизвольное, прикосновение юноши к девушке, по своим реальным последствиям приравнивалось к насилию, посягательству на честь. Этот и другие факты позволяют сделать вывод, что у чеченцев девушка (женщина) сама по себе — существо изначально сакральное и потому во всех отношениях заслуживает уважения и почитания. Если она не достойна уважения, то достойна уважения ее мать, выносившая ее в собственной утробе, если и она не достойна, то ты не можешь не почитать собственную мать, которая дала тебе жизнь: «Им лара йог1уш хир яцара, амма иза цхьана нанас кийрахь лелийнарг ца Лара-м йиш ма яций!» К сказанному добавим известные слова Кунта-Хаджи Кишиева о чести женщин, посягательству на которую прощения нет.

Итак, даже к давно знакомой девушке, чтобы знакомство, дружбу возвести в ранг официальных отношений, молодой человек обязан был официально обратиться на «синкъерам». Даже в этом вопросе на «синкъерам» был установлен, как бы сегодня сказали, строгий регламент.

«Синкъерам» — это вечеринка молодежи, устраиваемая в любом доме, куда приехал гость, тем более, молодая девушка. Об этом событии моментально узнавала вся округа.

Сперва обустраивались девушки и молодых нетерпеливых людей одерживали, не допускали туда. Девушки, в зависимости от возраста (но не по богатству нарядов и не по чину родителей) занимали в комнате левую половину от входа. Самая старшая, уже побывавшая замужем, вдовушка или разведённая («жеро») занимала в этом ряду первое от входа слева место. Это место — тамады женского ряда. Рядом с ней размещался гармонист, если специально приглашался, и барабанщик. Не всегда и не обязательно было их приглашать. Они бывали и среди самих участников.

Справа от входа устанавливался ряд для молодежи мужского пола. Тамада садился в глубине комнаты, а молодежь — по возрасту — от тамады к входу. После первого круга танцев, когда все — от тамады до последнего подростка — станцевали (не обязательно в один прием), начинался, без официального объявления, «синкъерам».

Одной замечательной особенностью чеченского «синкъерам» было то, что местные девушки «официально разбирались» гостями, а местным парням доставались гостьи. Это, как оказалось, делалось для того, чтобы расширить круг знакомств молодых между собой.

«Синкъерам» был некоей «официальной частью», следующей после танцев. Следует сказать, что в ритуале «синкъерам» не было ничего непродуманного, излишнего. Об этом свидетельствует и первый круг танца, чтобы молодежь продемонстрировала свою стать, грацию, умение выразиться в пластике танца.

Молодой человек, которому понравилась девушка, должен был спросить разрешения тамады на разговор — «вистхила мегар дуй?». После получения согласия с его стороны, которое заканчивалось рефреном: «Я-то согласен, но есть и еще тамада, у которой ты должен получить согласие», молодой человек (или его поверенный), спрашивая тамаду женщин, но уже с конкретным «адресом» девушки, с которой он хотел бы поговорить или же поверенный юноши намекал тамаде девушек, что «такой-то» (называлось имя парня и его отца, хотел бы сказать «такой-то» опять называлось имя избранницы и её отца несколько слов». Тамада девушек обращалась уже к самой девушке с просьбой разрешить молодому человеку высказаться. Девушка под каким-нибудь благовидным предлогом отводила предложение юноши, если его ухаживания были нежелательны.

Если это знакомство было желанно и там присутствовали близкие родственники девушки: отец, родные дяди или братья, то девушка отвечала, что на «синкъерам» присутствуют «бехке нах». Разговор этот на некоторое время прекращался. Родственники девушки, под различными предлогами, покидали «синкъерам», хотя бы выходили из комнаты, пока идет выяснение взаимоотношений. В этом проявляется один из признаков открытости рассматриваемого института.

Как мы уже упоминали выше, степеней ухаживания у чеченцев было установлено 7, начиная, как говорится, от «шапочного знакомства», которое на партнеров никаких обязательств не накладывало.

1. Первая ступень знакомства именуется по-чеченски — «хьеша ц1арах дошдаккхар» — юноша от девушки добивается гостевого согласия поддерживать отношения в этот вечер («хьеша ц1арах дошдалар»). Как упоминалось выше, если, как говорят у чеченцев, не вспыхнула искорка, то слово этой ступени ни к чему их не обязывает. Таких ухажеров у девушки могло накопиться до нескольких сот, как, впрочем, и у парня. Если при следующей встрече девушка не поприветствует юношу — это верный сигнал, что продолжать ухаживания — не стоит.

2.Если между девушкой и парнем вспыхнула «искорка» и девушка намерена продолжить знакомство, какой бы промежуток ни прошел между последней встречей и нынешней, девушка приветствовала юношу, и это был прямой намек, что знакомство и дружба ей желательны. В этом случае, опять же на «синкъерам», при соблюдении всех формальностей, юноша обращался к девушке с предложением, возводящим отношения молодых на следующую ступень — «юьртахочу — ц1арах дошдаккхар — юноша, и «далар — девушка». На этой ступени надежды юноши значительно возрастали, но до уверенности ему оставалось еще очень и очень далеко.

3. Если молодые люди друг другу нравятся и у них есть желание углубить Знакомство, то юноша, через определенное время, выяснив предварительно (через подруг и родственниц девушки) собственные шансы, опять же на «синкъерам», должен официально выпросить слово девушки, что у нее есть намерение укрепить отношения — «дуьнена юкъера сакъоьрур ду аьлла дошдаккхар — юноша, «дошдалар» — девушка.

4. На четвертой ступени молодой человек добивался от девушки обещания выйти за него замуж «йог1ур ю аьлла дошдалар». Этот этап уже позволяет молодому человеку официально пригласить девушку к соседям. Здесь он мог общаться с ней в более узком кругу, без многих формальностей.

5. На следующем этапе молодой человек, опять же во всеуслышанье, просит избранницу подтвердить обещание выйти замуж «йог1ар хилар т1еч1аг1дар». Этот момент фактически считается решающим, так как нарушить свое слово считается позором как для девушки и ее родственников, так и для мужчин. Но это вовсе не значит, что если жених или его родственники совершат какой-нибудь унижающий их достоинство и честь поступок, то девушка им публично не откажет.

6. Следующий этап завершался передачей девушкой в руки суженого Какой-нибудь предмет из своих личных вещиц: носового платка, сережки, кольца и т.д. Это называлось «кара-ленах1ума ялар». Первично этот акт происходил на «синкъерам», в последующем — у родника или «чу-ирахь 1а кхайкхинчохь» (на свидании у соседей). Этот предмет служил овеществленным доказательством серьезности их намерений и гарантией того, что отныне никто, даже ближайшие родственники уже не вправе препятствовать молодым. Если, не дай Аллах, кто-то и как-то прислал сватов «йеха» или невесту умыкнули, то стоило предъявить залог в качестве вещественного доказательства прав жениха на девушку, как её тут же отводили туда, куда она попросит. Это скорее всего, был дом родственников суженого. В большинстве случаев, между вновь возникшей семьей и теми, кто чуть было не стал на пути их семейного счастья, завязывались родство и дружба. В народе говорят по этому поводу: «Нагахь санна уьш нах белахь» — этим все сказано.

7. Завершающий этап начинался с момента, когда (изначально на «синкъерам», а впоследствии «чу-ирахь 1а кхайкхинчохь») девушка назначала время и место выхода к жениху и его друзьям — «арайолу хан, меттиг а къастор». Даже на этом этапе девушка могла отказать жениху, если с его или со стороны его родственников происходило что-то недостойное или унижающее их в глазах общественности. В этом случае, поверенный невесты выходил на майдан и громогласно объявлял, что свадьба того-то с той-то не состоится из-за такого-то проступка со стороны жениха, а потому невеста забирает свое слово назад. Наконец, одна единственная деталь, без которой картина будет не совсем ясна. Кровь нельзя было требовать за того, кто стал на пути складывающейся семьи — «захалонна юкъаваьлчуьна». Не трудно заметить, что в рассматриваемой системе как бы образуется пирамида с семью горизонтальными сечениями. Самый нижний ярус — круг знакомств молодых чрезвычайно широк, но эти знакомства ни к чему серьезному не обязывающие контакты. Это лишь потенция будущего. «Синкъерам» устраивался часто: то приехал гость, то гостья, да и по другим поводам. Каждый вечер — новый партнер, а так как молодые парни умудрялись за вечер посетить несколько вечеринок, то у них была возможность познакомиться с несколькими девушками, а девушки, в свою очередь, тоже знакомились с несколькими партнёрами. За 4-5 лет такой жизни набиралось приличное количество, из которых и те, и другие выбирали подходящего. В процессе продвижения к вершине пирамиды круг знакомств уменьшался — при увеличении обязательств друг перед другом.

Еще раз хотелось бы отметить, что чувство ревности у чеченцев было низведено на нет. На одном и том же «синкъерам» оказывались парни и девушки, которые имели взаимоотношения на разных ступенях и, в то же время, девушка оказывалась в ситуации, когда она должна была оказывать внимание совершенно ей незнакомому человеку. Основные ее партнеры, в свою очередь, были заняты другими партнершами, и ни та, ни другая сторона из этого не делали трагедии.

Сегодня, когда «синкъерам» как таковой перестал функционировать, автоматически продолжают действовать кое-какие из его фрагментов, которые, по сути, дискредитируют и сам «институт» и его содержание. Все это — от незнания сущности и подлинной роли «синкъерам». Разводы стали бичом, позорящим и семью, и самих чеченцев. Не стали соблюдаться интересы ни самой женщины-матери, ни (во многих случаях) интересы самих детей, ради которых и создаётся семья.

Центр Народного Творчества Министерства культуры ЧР

http://www.mkchr.com 

 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Статьи

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Местное время
Рассылка новостей
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
КонтактыПредседатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жду тебяВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жду тебя
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online