О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineПереводчик onlineСМИ о насКонтакты

Статьи

 
Истоки вайнахского танца
Вы никогда не задумывались, почему вайнахи танцуют так, а не иначе? Словно белая лебедь плывет девушка, изящно изгибая стан и плавно ведя рукой. По кругу преследует ее юноша, то идя за ней, то стремительным броском преграждая ей путь. Ритм становится все более экспрессивным, огнем сверкают глаза. И воздух разорван криком: «ХIорс! ХIорс тоъ!». Волчком вьется парень возле девушки: «Орс-тох! Тох! ХIорс!». В самом деле, должен же был этот танец что-то означать? Ведь первоначально все танцы мира имели смысловую нагрузку, были компонентами сакральной обрядности, отражением духовной культуры народа. Четко проглядываются в вайнахских танцах отголоски ритуального действа. И, наконец, этот загадочный возглас: «ХIорс (орс), хIорс тоъ (орс-тох)». Что он значит? То, что танец вайнахов несет в себе отголосок какой-то древней мистерии, говорит, например, следующее предание: «Содержание судей храма Тхаба-Ерды». Вот фрагмент из этого предания: «Близ храма Тхаба-Ерды были начертаны два круга: поменьше в центре, побольше с внешней стороны. Молодожены обязаны были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто из танцующих хотя бы слегка задевал ногою линию одного из кругов, внутреннего или внешнего, то судьи восклицали «Э-э, нарто!». Этот возглас означал, что кто-то из танцующих нарушил линию. А жених тогда обязан был по прошествии года вновь дать содержание судьям на три дня и снова станцевать с женою по этому кругу. Такое могло повторяться ежегодно, пока пара не станцует безупречно…». Но какой обрядовый смысл вкладывали наши предки в танец? Можно попытаться выделить наиболее важные элементы танца, которые связываются с сакральной обрядностью. 1. Круг (танец исполняется по кругу); 2. Наличие одной пары (партнер и партнерша); 3. Движение мужчины за женщиной («погоня»), или попытка мужчины загородить путь женщине; 4. Положение рук мужчины: он расставляет руки в стороны (подобие креста) или сгибает одну руку, держа кисть у груди, а другую отставляет в сторону, ведя ее за женщиной (подобие свастики); 5. Как архаизм сохранилось и то, что талию женщины мужчина обхватывает, сомкнув пальцы за ее спиной, но не прикасаясь к ее телу. В более поздние времена этот жест воспринимался как признак удали; 6. Движение исполнялось в медленном темпе. По рассказам стариков, раньше танцы были медленнее. Считалось позорным, если декоративные металлические подвески, украшавшие кавказские пояса, во время танца столкнутся и зазвенят. Кроме того, раньше проводили состязания в танце, подвешивая к поясу определенное количество альчиков. Танцоры постепенно ускоряли темп. Проигрывал тот, у кого альчики столкнутся. В наше время чеченские и ингушские танцы среди всех кавказских танцев исполняются наиболее неистово и экспрессивно, и строгая обрядность танца не соблюдается; 7. Если партнер преграждает путь партнерше так, что она не может двигаться, то она должна крутиться на месте; 8. Мужчина, становясь на носки или пальцы ног, вскидывает руки максимально вверх над головой (кстати, в начале XIX века, поддавшись обаянию кавказских танцев, парижский балет «встал на пальцы»); 9. Считалось позорным прикосновение мужчины к женщине в танце, даже если они родственники, в отличие от кабардинцев и адыгов, у которых некоторые танцы мужчинами и женщинами исполняются под руку. (И в этом видятся не только обычаи вайнахов, ставящих прикосновение к женщине постороннего мужчины на один уровень с прелюбодеянием. Ведь такие же понятия имелись в прошлом и у некоторых других северокавказских народов); 10. Возглас мужчины (женщины в танце не произносят ни звука) «хIорс (орс), хIорс-тоъ (орс-тох)». Так же, кстати, восклицают в танце и соседние народы (осетинское «арстох», даргинское «арстох» и т.д.). Что же из древних сакральных представлений предков чеченцев и ингушей могло отразиться в танце? По-видимому, ответ стоит искать в солярном культе, существовавшем у вайнахов в прошлом. Есть основания считать, что мужчина и женщина изображали движение солнца и луны. В древней вайнахской легенде («Как возникли солнце, луна и звезды») говорится, что один искусный кузнец послал к лучезарной девушке сватов, не подозревая, что она его сестра. После ее отказа он взял золотой пылающий факел и сам отправился к девушке. «Увидев его, девушка бросилась бежать. Он последовал за ней. Долго-долго бежал он за ней, до тех пор, пока оба не погибли. Искры от золотого факела превратились в звезды. От девушки осталось лучезарное сияние, от молодого кузнеца – головешка. Они превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не может догнать луну». Есть у вайнахов и загадка: «Знаешь ли ты, что это: сестра не встречается с братом, брат не может догнать сестру?». Отгадка: солнце и луна. У вайнахов, как и у многих других народов, в языческих представлениях солнце воспринималось могучим мужским божеством. Космогонические представления предков чеченцев и ингушей отразились и в символических изображениях (пиктограммах) на поясных пряжках YI-Y вв. до н.э. (к примеру, из погребения Лугового могильника у с. Мужичи), или на подобной же пиктограмме на замковом камне одной из древних башен в крепости Эгикал. По мнению Р. М. Ужахова, вероятной расшифровкой этих и подобных им пиктографов является: изломанная линия – море (по традиционным представлениям вайнахов солнце утром выходило из моря и вечером уходило в него, погружалось в «западные воды»), а «крылатые диски» по сторонам – солнце при восходе и закате. Центральный диск на этих изображениях имеет «крылья», максимально поднятые вверх – этот знак символизирует солнце в зените. (Подобные узоры сохранились на подвесках, старинных коврах – «истангах», отделке оружия и т.д.). Ну, разве не объясняет все это многие элементы танца вайнахов? «Погоня» мужчины за женщиной по кругу – это движение солнца (мужчины) и луны (женщины). Этим же объясняется и то, что в вайнахской хореографии танцевала одна пара, а не группа людей. Положение рук мужчины в стороны в виде креста означало солнце на восходе и закате. Ведь и сам крест (позднее ставший христианским символом) ведет происхождение от языческих верований и изначально является символом солнца. Очень возможно, и об этом уже заявлено в научных исследованиях, что и представления об Иисусе Христе (мир ему), «распятом на кресте», идет от более древних ассоциативных знаков: солнце – крест – мужчина; аналогичное значение имеют и символы мужчины в круге, или креста в круге). Положение рук мужчины, когда он сгибает руку, держа кисть у груди, а другую отставляет в сторону, соответствует изображению свастики, символизирующей солнце в его небесном движении. Свастика – один из самых распространенных знаков на древних вайнахских архитектурных сооружениях и декоративных изделиях. Став на носки или пальцы ног и вскинув руки над головой, мужчина изображает солнце в зените. И, наконец, «ухарство» с обниманием талии партнерши, без прикосновения к ее телу, тоже легко находит свое объяснение – это символическое воспроизводство затмения луны (по-чеченски – «удержание луны», «бутт лацар»). В этом же «солярном» ключе объясняются и другие элементы вайнахского танца. По-видимому, строгая обрядность танца, характер солнечной мистерии, которую он в себе нес, стали нарушаться и забываться с принятием и укреплением в нашем краю Ислама. Ритуал все более терял свое культовое содержание и стал превращаться в танец. Темп стал ускоряться, некоторые элементы терялись, другие приобретались. Наверное, теперь легче будет разгадать и значение возгласа «хIорс-тоъ (орс-тох), хIорс (орс)». Известно, что древние сарматы поклонялись солнечному божеству по имени Хорс. Это божество почиталось и в раннесредневековой Руси. Во многих языках иранской группы различные огласовки этого слова означают «солнце». Почему нельзя предположить, что и у предков вайнахов, тесно контактировавших с ираноязычным миром, этот «танцевальный» возглас означал «солнце», как объект сакрального почитания? …Когда затихнут звуки зажигательного танца, мы думаем не о мистерии небесных светил, а о благородстве и доблести, ибо вайнахские танцы с их неистовым ритмом и одновременно строгостью движений, поистине – прекрасный гимн свободе! Далхан Хожаев http://ghalghay.com

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Статьи

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Радио "Путь" им.А-Х. Кадырова:
Местное время
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online
Председатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жди меняВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жди меня
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online