О насМухаммад (с.а.в.)Контакты

Документы

 

Очевидцы и их потомки, учёные и историки снова и снова будут обращаться к теме депортации народа в 1944 г. Депортация обрекала на верную гибель граждан своей страны, и происходило это в то время, когда Советская Армия освобождала территорию государства от фашистской Германии, а в числе её лучших сыновей сражались братья и отцы тех, кого власть депортировала в Среднюю Азию и Казахстан. Ингуши, как и другие народы, встретили Великую Отечественную войну в рядах действующей армии, приняли участие в первых же приграничных сражениях с агрессором, в том числе, и в героической обороне Брестской крепости, на полях сражений и в отрядах Сопротивления. Одной из важнейших вех в отражении немецкого наступления в предгорьях Главного Кавказского хребта в сентябре 1942 г. стала героическая оборона г. Малгобека. Многие ингуши были награждены орденами «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За взятие Берлина». Многие из них пали смертью храбрых в жестоких сражениях… Десятки были представлены к высокому званию Героя Советского Союза… Дошли до Берлина, несмотря на то, что из рядов действующей армии накануне Победы стали изгонять представителей депортируемых народов. После долгожданного освобождения от фашизма счастливые победители возвращались домой, а представители депортированных народов отправлялись вослед своим родным в Среднюю Азию и Казахстан.
23 февраля – день депортации ингушей. День огромной трагедии. В памяти народа, покидавшего родную землю, осталось десятилетие самостоятельной ингушской государственности (1924-1934), десятилетие в составе Чечено-Ингушской АССР (1934-1944), сводки с фронта и неизвестность, вплетённая в шум вагонных колёс. Три недели пути..
Акт депортации народов для здравомыслящих людей был ужасом, который они не могли объяснить словами. 1944-1957 годы... 13 долгих лет провели народы вдали от Родины – в Казахстане и Средней Азии. Депортированные прошли через серию запретов:
«- НЕ принимать на работу;
- НЕ принимать в партию;
- НЕ принимать в высшие учебные заведения;
- НЕ выдвигать на руководящие должности;
- НЕ поручать общественную работу;
- НЕ поощрять никакие достижения;
- НЕ награждать никакими наградами;
- НЕ брать на службу в ряды Красной Армии
- Использовать переселенцев только, как чернорабочих;
- Препятствовать во всех начинаниях;

А главное - вдолбить! Вдолбить всем, что это не на срок! Что это положение пожизненное! За нарушение этих указаний виновные подвергались тюремному заключению сроком до 15 лет без суда и следствия. В некоторых местах – до 25 лет. Из большой Советской энциклопедии исчезли названия народов».1 А здесь, на исторической их Родине, стали перекраивать границы и цинично менять названия сёл и городов.
За время депортации ингушский народ потерял тысячи своих сынов и дочерей, но воля народа не была сломлена. Ингуши, чеченцы, балкарцы, калмыки… были вместе в горе. Находясь вдали от природной и социальной среды, формировавшей основы их культуры жизнедеятельности, народам приходилось крайне тяжело. Они остро переживали отрыв от привычного ландшафта, с трудом адаптировались в чужой местности. Комендантский режим держал народ в изоляции от общественно-политической и культурной жизни, тем самым, оказывая от¬рицательное влияние на национальное самосознание депортированных. «Народам в депортации приходилось делать некоторые надстройки в своём характере, дабы пережить и не сломиться», - пишет И.Маремшаова. Энергию воли поддерживали традиции и обычаи народа, из глубины веков сохранявшие его. Люди верили, что годы тирании закончатся, и они смогут вернуться в родные места. Отдавая дань уважения интеллигенции, старейшинам, следует отметить их непоколебимую веру в торжество закона, их умение концентрировать внимание простого народа на том, что они должны с достоинством преодолеть тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю. Они сохранили народ и выстояли его! Вера в Аллаха давала силы. Но «как добраться до тех, кто правит судьбами народов, как побудить их изменить наше положение? Как достучаться до забронированных властью сердец, но при этом не обозлить их? Письма шли и шли в Москву: «"От имени сотен тысяч выселенных горцев Кавказа, в положении которых смерть является благом свободы, избавлением от унизительного существования. От имени наших детей.., во имя справедливости – исполните Ваш долг… Ведь от Вас зависит судьба народов…"
Интеллигенция не уставала писать в Кремль.
59-е годы. Сталина не стало. Но никто не знал пока ещё нового времени, что в нем можно, а чего нельзя. Письма могли оказаться приговором, но время всё же менялось:
1954 год – был снят запрет на поступление в Вузы;
1955 год – снята обязанность ежемесячной отметки в комендатуре;
1956 год - 20 съезд партии разоблачил Сталина; снимаются многие ограничения. Можно передвигаться по всей стране. Кроме Кавказа.
Но вдруг упорно стали распространяться слухи о том, что собираются организовать республику или в степях Казахстана или в Киргизии».2 Это был удар нелегче самого изгнания с родины. Вновь объединяется народ, и не допускает этого. Делегация из ингушей и чеченцев едет в Москву. Уже для истории останутся слова, написанные 23.06.1956г. в столице: «И если этот наш путь будет не последним к цели, пойдут другие люди, в другие времена, …может быть успешнее нас, но не с большим желанием счастья и правды для родного народа». Духом своим говорили они: «Мы живы и мы дошли до вас. Дошли вопреки всему, вопреки тому, что нас пытались согнуть, сломать, уничтожить, заставить ползать. Мы выпрямились при первой возможности и незваные, сами пришли, стоим и говорим: имеющий уши да слушай!» (Архив И.М. Базоркина)
Их принял тогда Микоян.
Долго ещё будет напоминать о себе депортация. К.Л. Корнеев писал: «Насильственное выселение народов в восточные районы страны, их унизительное положение в условиях спецпоселения, стра¬дания и бедствия в течение тринадцати с лишним лет, последующее их возвращение на родину, что тоже было для многих связано с немалыми лишениями и страдания¬ми, оставили неизгладимый след в памяти народов и по¬следствия, которые не могут быть преодолены в течение одного-двух поколений полностью. Эти последствия имеют место в сфере экономической, особенно духовной жизни людей».3
1957 год. Январь. Год освобождения. Год массового возвращения людей домой. Год высокого подъёма духа в результате освобождения из-под морального и физического гнета сталинско-бериевского режима. Согласно Приказу МВД СССР №055 от 25.01.1957 народы получили право возвращения, проживания и прописки в местах откуда они были выселены.4
Но на пути возвращения и возрождения ингушскому народу предстояло попасть в сети непредвиденной ситуации. Вернувшиеся домой в Пригородный район оказывались в составе соседней республики, а через 35 лет (1992 год) проблема возвращения к себе на Родину для них снова стала актуальной (после событий, произошедших в Осетии).
Таким образом, год возвращения на Родину (1957-ой) оказался началом полувекового ожидания... Народ ингушский оказался физически, но не духовно, разделённым между Средней Азией и Казахстаном, Северной Осетией и Чечено-Ингушетией. Но, несмотря на все препоны, народ возвращался, жил и обустраивался в своих родных местах: В Пригородном, Назрановском, Сунженском и Малгобекском районах, в горной Ингушетии. Многие так и не смогли вернуться из Казахстана и до сих пор продолжают жить в надежде, что Приказ от 1957 года и последующие Постановления 90-х гг. ХХ века «о возвращении и проживании в местах прежнего проживания» обретёт конституционную силу. Этой надеждой жили и умирали, ибо главной ценностью для ингушей является Родина, земля предков. Это независящие от человека свойства его души, ибо духовно - нравственные, социально-экономические, религиозные, политико-правовые ценности его народного сознания формировались в условиях природно-географической и социокультурной среды своей Родины. Здесь покоятся предки, и сколько бы не миновало лет, потомки будут возвращаться к ним. Уважительное отношение к памяти умерших – показатель не только духовности народа, но и его внутренней культуры: невозможности и неразрывности связи с предками.
В силу исторического времени ингушский и чеченский народы представляли одну республику. Нет в природе Союза ССР, нет и возврата к его произведению - Чечено-Ингушетии. Это уже история. Были в ней и свои добрые страницы. Но и в то время и всегда, ингуши и чеченцы бережно сохраняли свою самобытность, и чувство своей Родины. Это с особым трепетом ощущалось, когда хоронили погибших на своих родовых кладбищах. Чеченцы хоронили на территории Чечни. Ингуши, как и прежде, везли хоронить родных на свои родовые кладбища в Пригородный, Сунженский, Малгобекский, Назрановский район и в горную Ингушетию. Так уж устроены горцы, что корни глубоко врастают в землю, и потомки находятся рядом. И это определяется не одним днём, а целой жизнью народа, и связанной с ней историей. А в ней, в истории народа, были и значительные страницы, определявшие самобытность и зрелость национального сознания народа. Для ингушей - это и скрепление союза с Россией в 1770 году; достойное участие в войнах Царской России и Великой Отечественной войне и др.
К самостоятельному существованию Чечни и Ингушетии народы пришли осознанно. Тема Родины звучала у ингушей всегда. Мысль о возвращении и проживании в местах, откуда они были депортированы в 1944 году снова и снова волновала людей. С началом перестройки в СССР идея восстановления национальной государственности стала главной и объединяющей для всего ингушского народа. В апреле 1991 года был принят самый гуманный Закон человечества «Закон о реабилитации репрессированных народов». Ведущие мыслители России Д.Лихачёв и А.Сахаров назвали его «Актом покаяния перед тринадцатью народами, необходимыми для дальнейшего развития страны». Для дальнейшего развития ингушского народа был один путь: иметь самостоятельную республику в составе Российской Федерации. И это было мудрое решение. И для чеченцев и для ингушей это было единственно верным и историческим выстраданным решением.
Самостоятельное существование Ингушетии было принято с огромной радостью, с первых же дней оно оказалось добрым знамением для чеченского народа. Республика Ингушетия проявила внимание и заботу к народу Чечни в сложные для них военные 90-е годы ХХ века, принимая огромное число беженцев. Есть в Ингушетии такая категория граждан, как «дважды беженцы». Так называют беженцев из Пригородного района, оказавшихся в Чечне, и снова ставших ими. Если б был один субъект, то это было б «однажды и надолго». Годы пройдут, но никогда вынужденные переселенцы из двух республик: Осетии и Чечни не забудут время, проведённое в Ингушетии, когда жизнь казалась бесконечной пропастью:

«Ты дала всем тепло и надежду,
Тем, кто горе сполна испытал.
Кто прошёл через муки, страданья,
Кто родных в эти годы терял.
Ты щедра была к нам, терпелива.
Поддержала нас как могла,
Что б забыла душа про страдания.
Ты в ночи нам надежду зажгла»5,

- так пишут сегодня те, кто находил приют и спасение в Ингушетии. А между тем, истории ещё предстоит оценить ту колоссальную нагрузку, которую выдержала Ингушетия в годы своего становления в качестве самостоятельного субъекта, когда она, принимая огромное число беженцев из двух субъектов, не допустила гуманитарной катастрофы, сохранила мир в своей республике, и в тяжелейшие для России годы спасла тысячи людских жизней и страну. Ни в первый раз.
Жизнь народа продолжается. То, что пережито за эти два десятилетия хватит надолго, в том числе, и проблемы возвращения вынужденных переселенцев из Пригородного района. Народ всё ждёт, когда конституционное право граждан России будет иметь силу, и все они смогут вернуться к себе на Родину – в Пригородный район и город Владикавказ. Не потому, что негде жить, а потому, что это Родина. Она одна. Её, как и мать, не выбирают.
Это уже страницы истории сегодняшнего дня, начавшего свой отсчёт не сегодня. Февраль 44-го остался нескончаемой болью в душе народа. Зима 57-го – переполняющей радостью ожидания возвращения на Родину. Прошло более полвека ожидания. Вопрос о возвращении в места прежнего проживания продолжает сохранять свою актуальность.

Примечания:
1 Базоркина А. Воспоминания об отце. Нальчик, 2000.
2 Там же.
3 Корнеев К.Л. Проблемы современного развития депортированных народов (социально-философский аспект) // Репрессированные народы: упразднение их государственности и проблемы реабилитации. Элиста, 1993. С. 165.
4 Приказ МВД СССР №055 от 25 января 1957 «О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местах откуда они были выселены».
5 Харсиева Л. От депортированных // Седые горы ждали сыновей. Назрань, 2007. С.46.

Дзарахова З.М-Т. //65 лет депортации ингушского народа

(сборник статей), Назрань 2009


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Документы

Соседние подразделы:
70 лет спустя...
История
Статьи
Фото
Аудио
Видео
НТРК "Ингушетия"
Радио "Путь" им.А-Х. Кадырова:
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
О насОбщественное объединение "Чечено-Ингушское этнокультурное объединение "Вайнах"" Карагандинской области....
Открыть раздел О нас
Председатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
О насОбщественное объединение "Чечено-Ингушское этнокультурное объединение "Вайнах"" Карагандинской области....
Открыть раздел О нас
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация