О насМухаммад (с.а.в.)Контакты

Родо-племенная структура казахов

 

Этническая история любого народа является одной из самых важных и, вместе с тем, самых сложных исторических проблем. Не составляет исключения в этом плане и вопрос о происхождении казахского народа, в частности вопрос о его родо-племенном составе и расселении в недалеком прошлом. Еще в конце XIX в. один из первых исследователей этой проблемы, замечательный русский ученый Н.А. Аристов, совершенно справедливо отмечал, что главным препятствием в выяснении происхождения казахского народа является слабое знание его родоплеменного состава. Иными словами, решение проблемы изучения этногенеза казахского народа невозможно без исследования этнической истории каждого, отдельно взятого, казахского племени или крупного рода, истоки которых тянуться в глубь тысячелетий и вширь географических координат, а в совокупности составляют развесистую крону родословного древа всего народа.

Ведь совсем не случайно, что еще далеко до появления научного определения «этногенез» и первых исследований в этой области, в казахском традиционном обществе существовал эквивалентное ему понятие «шежере» (калька с арабского слова, означающее «родословное дерево»), именующее отрасль народного знания в области своих этнических корней. Именно эти драгоценные крупицы народного знания и составили впоследствии базу для теоретических исследований ученых.

Сегодня этнографической наукой в этой сфере накоплен огромный опыт, который был блестяще препарирован и обобщен в фундаментальном труде казахстанских ученых В.В. Вострова и М.С. Муканова «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX– начало XX в.в.)» (Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с.), основные выводы которого и легли в основу нашего проекта. Но эта книга, вышедшая 1,5 тыс. тиражом, стала библиографической редкостью и недоступна для массового читателя. И поэтому нам особенно приятно, что наш современник, приобретая нашу сувенирную продукцию, обнаружит в нем аннотацию об интересующем его племени, представляющую собой краткую выдержку из книги этих замечательных ученых.

Помимо этой работы, нами привлекался богатейший материал, особенно касающийся устных народных генеалогических преданий (шежере), содержащихся в трудах таких известных ученых прошлого, как Ч. Валиханов, Шакарим, ЖусупКупеев, М. Тынышпаев, С, Аманжолов, Х. Адильгиреев и др. Использовался также сопутствующий материал по родоплеменному составу близкородственных казахам тюркских народов – узбеков, каракалпаков, ногайцев, киргизов, башкир, в этногенезе которых принимали участие многие средневековые кочевые племена Дешт-и-Кыпчака (работы Б. Кармышевой, Т. Жданко, С. Абрамзона, Р. Кузеева, В. Мошковой, К. Кочекаева и некоторых других). Ценные этнонимические и статистические данные для составления шежере основных казахских племен были взяты из обстоятельной работы современного санкт-петербургского ученого-востоковеда А. Евстегнеева «Тюрки. Этностатистический справочник» (СПб, 2002 г.).

Считаем необходимым остановиться и еще на одном важном моменте, касающемся терминологии при классификации этнических общностей и их подразделений, использованных в прилагаемых аннотациях.

Прежде всего о терминах «племя» и «род», могущих ввести в заблуждение читателя, не знакомого с этнографической литературой. Речь идет не о «племени» и «роде» доклассового «родового» строя, в кочевом феодальном обществе они давно трансформировались в пережиточную форму. Поэтому характер родоплеменной структуры у казахов, как и у других кочевых народов, был нечетким, что особенно прослеживается в неустойчивости терминов для обозначения племени и его подразделений. К началу ХХ века у казахов не было установившегося названия для обозначения каждого звена родоплеменной структуры. Основным, как бы универсальным был термин «руу» (на казахском – семя, род и племя вообще). При характеристике родоплеменной структуры информаторы для определения племени употребляли именно этот термин, лишь изредка – «тайпа» (араб. – племя, род). Для обозначения подразделений рода ингода употреблялись термины «ата» (отец, родоначальник), «топ» (группа) «тухум» (плод), реже «ауляд» (дети, потомки), а для определения низовой семейно-родовой группы использовалось само ее название с прибавлением слова «туган» (рожденный, родившийся, т.е. потомок). Как правило, главным отличительным признаком этих подразделений рода являлось наличие экзогамии (т.е. запрет браков между представителями этого подразделения). Поэтому считаем необходимым еще раз подчеркнуть условность используемых в русском тексте терминов (поколение, племя, род, подрод и т.д.) и отсутствия такой четкости родоплеменного членения в действительности.

Интересен и термин «жуз», воспринимаемый многими как понятие «сотня». По В.В. Восторову и С.М. Муканову слово «жуз» происходит от арабского «джуз» (часть, ветвь) и означает «часть» единого народа, «связанного многими элементами географической, политико-экономической, языковой и культурной общности». Иногда в устных генеалогиях термин «жуз» подменяется термином «арыс» (три жуза соответственно подразделяются на «Ак-арыс», «Жан-арыс» и «Бек-арыс»). Происхождение этого термина (означающего «дышло», «оглобля») очень древнее и возводиться к Чингис-хану. Так, согласно «Тайной истории монголов» Чингис-хан передал Ван-хану кереитскому: «Мы с тобой что две оглобли у кибитки», т.е. два столпа древнемонгольского государства.

Сказанное выше относится, если можно так выразиться, к «академической» стороне нашего проекта, а что касается его «прагматической» составляющей (знание родословной, урана-клича рода и его тамги), то может возникнуть вопрос – «А нужно ли это знание нашему современнику? Не анахронизм ли это?» И более того, не будет ли служить такое знание росту нездоровых тенденций в нашем обществе и разжиганию трайбализма? Ведь интеграция старых родоплеменных групп завершилась еще в первый период советского времени в процессе консолидации казахской нации и сегодня генеалогия родов является лишь смутным воспоминанием, сохранившимся в памяти преимущественно старшего поколения.

На этот вопрос хотелось бы ответить словами книги «Казахи» (т. III «Генеалогия»), выпущенной Министерством образования РК В 1998 г. «Шежiре для казахского народа играет важную социальную и морально-психологическую роль как метод познания, являясь, в сущности, его национальным самопознанием и самосознанием. И главное здесь состоит не в том, чтобы разделять людей, а напротив, в том, чтобы их объединять и дать им почувствовать значимость их национального единства через понимание общности происхождения и становления кровно-родственных и племенных связей, приведших к образованию казахской народности и нации. Важно осознать свою национальную принадлежность и поднять национальный дух, связывающие каждого с его народом, интересами и идеалами общественного развития казахского народа, а не просто определяющие его принадлежность к отдельному аулу, роду или жузу».

Источник: www.art-kaz.kz

Жузы

Комментарии

Алмасхан - Какие имена предков из племени "Ысты" батыры и би, султаны, где и как можно ознакомится рассказами про них.
Вс, 15 марта 2015, 11:21:35 Ответить

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
НТРК "Ингушетия"
Радио "Путь" им.А-Х. Кадырова:
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
О насОбщественное объединение "Чечено-Ингушское этнокультурное объединение "Вайнах"" Карагандинской области....
Открыть раздел О нас
Председатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Родо-племенная структура казаховЭтническая история любого народа является одной из самых важных и, вместе с тем, самых сложных исторических проблем....
Открыть раздел Родо-племенная структура казахов
Казахстан находится в Центральной Азии, в глубине Евразийского материка. Территория - 2.724.900 кв.км.(1.049.150. sq. miles)....
Открыть раздел География
ИсторияРеспублика Казахстан расположена в центре Евроазиатского континента....
Открыть раздел История
ОтрарОтрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб....
Открыть раздел Древние города
Органы государственного управления в Казахстане. Политические партии Казахстана. Внешняя политика КазахстанаРеспублика Казахстан имеет уже две конституции послесоветского периода....
Открыть раздел Политика
БиографииНурсултан Абишевич Назарба́ев (каз. Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев; род. 6 июля 1940, с....
Открыть раздел Биографии
Как и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до появления ислама....
Открыть раздел Религии
В июне 2004 население Казахстана превысило 15 млн. человек. В 2003 ежегодный прирост населения достигал 0,17%, но уже был зафиксирован значительный отток населения....
Открыть раздел Население
Северный Казахстан — развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика....
Открыть раздел Экономика
О казахской культуре и национальных традицияхПраздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле....
Открыть раздел Культура
Министерство связи и информации Республики КазахстанКомитет информации и архивовВыпущено по программе«Издание социально-важных видов литературы»Рекомендовано к печати...
Открыть раздел Картина мира этноса
Символика Казахстан - это величество огромных горных вершин, диких лесов, жары пустынь, громадных скал, бриллиантовых озер, бескрайних степей, стремительно бегущих рек, искрящихся мощью...
Открыть раздел Символика
В Республике Казахстан отмечаются национальные праздники, государственные праздники, профессиональные и иные праздники....
Открыть раздел Праздники
«Изучить другой язык, прожить вторую жизнь» (Л. Толстой). Государственный язык, – это фактор единства народа....
Открыть раздел Язык
О насОбщественное объединение "Чечено-Ингушское этнокультурное объединение "Вайнах"" Карагандинской области....
Открыть раздел О нас
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация