О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineЛунный календарьСМИ о насКонтакты
Журнал для женщин
Обратная связь

Час творчества

 

Вы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями...

Пишите и присылайте на наш адрес.

Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте.

Любое использование материалов сайта разрешено только при наличии активной гиперссылки на ресурс. Ответственность за содержание публикуемых материалов несут их авторы, и ни в коем случае не Администрация сайта. Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов статей, комментариев, сообщений.

 

-Ама-а, мал хи*. Мал хи*,- просит  во сне Шамиль.

 Худощавый мальчишка спит, сидя в разбитой прогулочной коляске, под густой кроной тутового дерева. Между лопастными листьями шелковицы проглядывают солнечные лучи. Изредка  падают крупные  черные  плоды. Они покрыты разросшимися околоцветниками, которые срослись между собой в сочную костянку. Даже во сне приятный сладко-кислый вкус плодов напоминает мальчику подслащенный лимон. На самой низкой ветке кроме черных есть и незрелые белые и красные плоды. По трещиновато-бурой коре дерева осторожно ползет огромная гусеница изумрудного цвета. Говорят, что три цвета плодов шелковицы символизируют три стадии инициации и три стадии человеческой жизни. Белый цвет олицетворяет невинное дитя, красный - активный, зрелый возраст, а черный - старость и смерть. Люди верят, что это Древо жизни обладает волшебной властью против сил зла.
Живет это дерево долго. И если бы оно умело говорить, то рассказало бы нам немало удивительных историй о жизни тех, кто отдыхал в его тени и питался сочными плодами.
На западном берегу реки Иордан на севере Иудейской пустыни к северо-западу от Мертвого моря и к северо-востоку от Иерусалима в одноименной столице провинции Иерихон, именуемой в Библии "городом пальм" растёт шелковица, под которой, по преданию, искал тени Иисус Христос. И ей более 2000 лет.

А мы с вами вернемся в волшебный сад Штиблета. Кто, когда и почему дал такую кличку сапожнику Умару, народная молва умалчивает.

Осенью Шамилю исполнится семь лет. Школьная форма и пока еще пустой ранец ждут свой час. Мальчишка физически недоразвит. Выглядит болезненным и слабым.
Продолговатая бритая голова свисает  через левое плечо. Назойливые мухи облепили глазницы и  ноздри мальчика. Черные от плодов края рта разъедены стоматитом, который сопровождается покраснением слизистой рта, отеком близлежащих тканей, болью и увеличением подчелюстных лимфатических узлов. Из-за этого ребенок постоянно недоедает и физически плохо развивается, несмотря на то, что умственно  удивительно одаренный.
Уже в четыре года он бегло читал, считал и лепил из глины и сланца, который ему приносили соседские дети и сестричка.

- Вот,- начала тормошить брата  крошка Аминат.

Поставив алюминиевую кружку с водой на землю, девочка нежно дотронулась ладошками до головы брата и попыталась выровнять ее.

- Родненькая, ты пришла,- улыбнулся Шамиль и открыл глаза.

-Я тебе еще и персик принесла. Он пахнет солнцем. Только один раз откусила,- сказала девчушка и полезла в карман.

  Наклонившись  на левый бок, как это делает ее брат, сестричка вытащила огрызок зеленого персика. Поднесла его к своему маленькому симпатичному носику, втянула его аромат и протянула братику.
Зажмурив левый глаз, Аминат бойко произнесла:

-Косточку не выбрасывай. Дай мне доесть!


- Га-рик! Га-рик! Кривошейка Га-рик! - раздался голос Адлана, который спрятался за ствол старого раскидистого ореха.

Толстый неуклюжий Адлан старше них и уже закончил первый класс.

- Беззубый кандела, тебя кошка родила,- ответила Аминат, хлопая длинными ресничками, то и дело прикрывая васильки своих  глаз.

-  Зато я знаю, где взять карбид,- показывая язык, буркнул Адлан.

-  А ты все равно не умеешь запускать «ракеты»,- сказала девочка и посмотрела на братика, который пытался откусить персик.

- Давайте дружить. Я еще знаю, где можно достать глину. Будем лепить башни и запускать "ракеты". Ама, ну ты же хорошая,- стал уговаривать Адлан.

    Обнявшись, дети моментально забыли о взаимных обидах и дразнилках и стали шептаться, как и где они будут запускать "ракеты".
Самое главное теперь - найти консервную банку. Но идти к свалке, которая находится вдоль берега речки, родители строго запрещают.Вот уже третий день как  она вышла из берегов и несет мутными водами всякую падаль.
    Деревянный мост, соединяющий два берега, почти полностью ушел под воду, и только металлические тросы, служащие опорой и перилами, указывают на то, где он находится.

    Лазоревое небо плавно переходит в  манящий горизонт, за которым, по рассказам Штиблета, находится  волшебное  царство доброго  Бозбуунча**. Волшебная страна окружена  высокими горами, покрытыми темным густым лесом. А в том лесу живут низкорослые  мастера и ремесленники, которые шьют  шайт1ан куйнаш-волшебные шапочки для своих хозяев - злых колдунов. Доброму Бозбуунча удалось достать шайт1ан г1аж - волшебную палочку. Она лежит  на дне дубового сундука у старого безногого Бозбуунча. Конечно, волшебник может  взмахнуть палочкой и приказать, чтобы у него выросли ноги. Но тогда палочка потеряет свои волшебные свойства, но он не сможет творить добро на земле. Бозбуунча ждет, когда он сможет передать все тепло своего сердца и тайну чудес своему ученику. А за учеником старик придти пока не может. Он ждет, когда Ч1ерийдохург*** - аист поймает  рыбку и принесет ему. Волшебник съест эту рыбку, и у него вырастут ноги. Тогда он отправится за самым послушным из детей и непременно выполнит его заветное желание. Мир станет добрее, и наступит всемирная благодать - дуьнен беркат. Дети не будут спешить стать взрослыми, взрослые- стареть, а старики- умирать.

Дедушка рассказывает о мироустройстве, борьбе добра и зла, почему горы высокие, а звезды - далекие.
Перебирая четки, восхваляя Аллаха, Умар задумывается о законах Мироздания, а уставшие дети разбегаются по домам.


   Маленькие друзья Штиблета верят в сказки старика и ждут, когда же  прилетит Ч1ерийдохург.
   Штиблет живет в крайнем саманном доме на окраине поселка. Со стороны поворота на дамбу стоит его сапожная мастерская. Семьи у него нет.
   Так случилось в  жизни, что он остался без родителей.
   Эту грустную историю своей жизни он никому не рассказывает, но помнит тот день, когда он с родителями и двумя старшими братьями сел на поезд, который они ждали тринадцать лет и отправился домой. На Кавказ.
   Позади остались степи Казахстана, который приютил несчастных. В числе немногих  его семье повезло, и они не нашли свою смерть от голода, холода и болезней на чужбине.
Но на одной из станций стрела работающего крана пробила вагон, набитый людьми.
В этой страшной трагедии погибли родители и братья Умара, а он сам лишился ног.
Сапожник Жабраил мечтал вернуться на Родину, поселиться в своей вековой башне, разводить крупно-рогатый скот, выгуливая его на высокогорных альпийских лугах. Отхаркивая черную слизь, мужчина часто хватался за грудь, но никогда не сетовал на судьбу.

  - Вот вернемся домой, научу вас молоть белую кукурузу, делать сыр, масло,- говорил он сыновьям-погодкам, которые вечно крутились у него под носом.

    И когда сыновья брали в руки шило или деревянные колодки, то грустно улыбался и говорил:
   -Дай Аллах, чтобы вам не понадобилась эта работа.

    Но судьба играет в то, что ей предопределено.   
    Умар так и не понял, почему в последний момент, когда был роздан весь домашний скарб, проданы корова и телка, отец все же прихватил с собой в дорогу деревянный ящик, набитый колодками разных размеров.
    Через двое суток, Жабраил сообщил семье, что надо перейти в соседний вагон. Ящик с колодками решили  не перетаскивать в другой.

    Судьба - злодейка вручила этот ящик  с колодками Умару. И безногий тринадцатилетний подросток научился бороться со всеми невзгодами, взяв в руки шило и нитки. А потом уже и колодки. Со временем  сапожник научился получать радость от результата своей работы. Он стал докой в своем деле. Хоть и прозвали его  Штиблетом, но ему самому никогда так и не пришлось носить ботинки с высокими голенищами, застегивающими на пуговицы или шнурки. Несмотря на то, что мастерил чересчур вычурные изделия, ремесленник не отказывал своим клиентам  в ремонте  поношенной старой обуви. Он брался обновлять даже ту пару обуви, от которой отказывались хозяева.
    В первый раз Умар женился в девятнадцатилетнем возрасте.
Кулсум ушла через три года, собрав девятнадцать пар обуви, которую он ей сшил.
Зарган прожила с ним  двенадцать лет. Но тоже ушла, заявив, что хочет иметь детей.
С Эсилой его познакомил благодарный клиент. От первого брака у женщины было двое детей. Саламбек долго не хотел разводиться с женой, но три сестры - неудачницы, разбили семью брата и отобрали детей. Ахмад и Селима выросли. Стали навещать мать и искренне полюбили отчима. Но вот уже три года, как Умар овдовел. Селима вышла замуж и изредка навещает старика. Ахмад  закончил институт и по распределению уехал на Мангышлак.

    Дети со всей округи резвятся в запущенном саду Штиблета, собирают плоды и ягоды, ловят стрекоз, гоняются за летучими мышами,  иногда обламывают ветки, а вечерами слушают его   удивительные сказки о добром Волшебнике.

    Шамиль и Ама считают дедушку родным. Они живут по соседству.

Тучный Умар ловко подсаживает к себе на колено Шамиля, а Ама вешается ему на спину, обхватывая коротенькими ручонками толстую шею деда.
   Кусама - мать этих детей  совсем не балует их своим вниманием. В сезон прополки, она горбатится на чужих делянках. В сезон овощей пропадает на рынке, пытаясь что-то перепродать. Порой кажется, что она совсем забывает о существовании детей. В теплое время года Харон пропадает от зари до зари, но  долгими зимними вечерами коротает время с любителями выпить и "забить козла". 
   Кривая шея сыну досталась в наследство от деда по материнской линии.
Иногда Харон укоряет в этом Кусаму, будто она виновата в божьем промысле.
Женщина кусает нижнюю губу, пытаясь сдержать слезы, отворачивается от мужа и обнимает детей. А Харон в тысячный раз проклинает себя за свою несдержанность и любовь к зеленому змию.
   Протрезвев, мужчина обещает начать новую жизнь с завтрашнего дня, но  завтра не становится для него новым.

Гарик и Штиблет. Продолжение

  
  Самое страшное в том, что собутыльниками Харона являются его родной брат по отцу Майрбек и родной брат Кусамы Мурад.
  Не принято у чеченцев показывать свои слабые стороны- курение, употребление дурманящего в кругу родственников жены и матери. Не приводит это к добру. Такие  посиделки часто заканчиваются скандалами и мордобоем.Но очередная бутылка мирит их, и они прожигают свои самые лучшие годы под наущения дьявола-искусителя.
  Сердце женщины  не выдерживает такой нагрузки. Огонек надежды на свет в конце тоннеля давно погас. По выступающим скулам бледного лица бежит скупая слеза, которую  Аминат тут же ловит пальчиком  и спрашивает:

-Нани, ты плачешь?

 Целуя дочь в головку, Кусама тихо отвечает:

- Я не умею плакать. Плачет только дождик.

- Потому что прохудилось небо,- поясняет дальше сын.

Оберегая детей от зла мира взрослых,не зная, как загладить свою вину перед ними, Кусама  иногда дает им  банкноту номиналом в один рубль на мороженое и отправляет детей в сад Штиблета, пытаясь продлить их сказку.

Белые плоды шелковицы краснеют, равно, как и дети взрослеют. Красные же чернеют.  Молодость проходит. Люди стареют и умирают. Хорошо, если черный плод будет кем-то съеден, принесет пользу. А если плод просто оторвется и упадет на землю? Потом кто-то притопчет, даже не взглянув на него.

Несмотря на ком в горле и бесконечные слезы, женщина замешивает тесто и готовит лепешки, начиненные соленным творогом.
Кусама проклинает производителей и продавцов водки, но не тех, кто ее пьет.
Эта маленькая хрупкая женщина просит Всевышнего наслать беды на головы тех, кто впервые угостил мужчин этой гадостью. Но начинает бояться божьей кары за свои мысли, не желает никому зла, но дальше терпеть  грех близких ей людей, который они совершают сами против себя, больше уже не может.


-Отпусти!Мне больно!- крик сына прервал ход ее мыслей.
  Вытирая руки об фартук, Кусама выбегает во двор и видит, как  пьяный деверь схватил ее ребенка за шею и трясет, что есть силы.

-Я сказал, что ты - Гарик. Значит, ты и есть Гарик! И не смей мне перечить. Ты был, есть и останешься Гариком. Навсегда. Понял, щенок?

-Я не Гарик. Я - Шамиль!- плачет ребенок, пытаясь вырваться из рук обезумевшего от злости пьяного. - Я родился таким. Но я не останусь таким. Я найду  Бозбуунча и попрошу его сделать меня таким, как все.Я не буду больше ждать, когда прилетит Ч1ерийдохург. Я сам поймаю эту рыбку и уйду к Бозбуунча.

- Не забудь взять с собой Штиблета,-  зло смеется дядя и продолжает трясти племянника.
   
Несчастная мечется по двору, не зная, как помочь сыну.
   
-Аллах! Уведи меня от этих людей. Защити моих детей от зла этого мира,- Кусама мысленно просит Всевышнего, боясь вызвать гнев  у распоясавшегося от алкоголя деверя.

Пьяный кидает малыша  на бетонный пол навеса.
 

- Ва дел! (О, Господи!)Помоги мне!Пусть сотрясется земля от наших грехов!- запричитала бедняга вслух  и подняла руки к небу.- Сократи наши дни в этом неправедном мире! Погаси огонь в нашем доме!

Гнев несчастной нарушил покой неба и земли!
В этот момент  внезапно налетел ветер, и моментально стемнело от  свинцовых туч.Загудели высоковольтные провода. Начался страшный гром. Молнии расшивают небесное покрывало. Небо начинает плакать тяжелым дождем. И ... земля ответила взрывом своего негодования. Грехи родственников вызвали негодование земли  и неба.Земля задрожала перед Всевышним в страхе от злых деяний, которые творят эти несчастные. Дом начал ходить ходуном. Стены затрещали. Оконные рамы скосило, и стекла стали рассыпаться.Выскочивший из дома Мурад- брат Кусамы не заметил Майрбека и налетел на него. Брат Харона не удержался и упал в лужу. Едва поднявшись, он ударил по голове собутыльника бутылкой водки, которую он нес  для троих. Но бугай Мурад удержался на ногах и начал душить  Майрбека. Разбитую бутылку  Майрбек всадил в шею своего соперника.  Выбежавший на шум хозяин дома бьет  брата кулаком в лицо. Не отпуская  истекающего кровью Мурада, Майрбек не удержался и упал, ударившись об кирпичи, которыми была огорожена клумба.

Земля успокоилась, а небо продолжает плакать  не в силах видеть горе несчастной женщины, которая пытается защитить свое чадо.
Ребенок бежит в сад Штиблета, а мать бежит за ним, пытаясь приласкать.

Схватившись за голову, еще не осознавая, что произошло Харон стал искать жену, которую видел с сыном.
-Это ты. Это ты накликала беду.Это все ты!

                                     ***    

Промокшая насквозь женщина буквально ворвалась в дом соседа.

 - Они убьют друг друга. Помоги!- кричит Кусама.- Спрячь моих детей. Пусть у них умру я!
    
Сплошная стена дождя превратила землю в месиво. Инвалидная коляска отказывается двигаться. Колеса буксуют в липкой глинистой почве.Коляску разворачивает. Старик видит  мальчика, который бежит к дамбе.

- Шамиль, вернись!- кричит он, чувствуя беду. -Гарик! Гарик! Мне нужна твоя помощь! Вернись, сынок. Бозбуунча - это я. Вот смотри! У меня  волшебная палочка!Если ты уйдешь, у меня никогда не вырастут ноги.
...
- Нет! Нет! Штиблет! У меня есть шея, хоть и кривая. А ноги у тебя вырастут,- плачет мальчик, обнимая старика.


Дождь останавливается, чтобы набраться сил. Потом опять начинает плакать.


Только на третий день небо успокоилось. Солнце стало ласкать землю, зализывая раны  лучами.

Раздувшийся труп Харона нашли через неделю. Его похоронили рядом с теми двумя несчастными.

Красным шелком покрывается горизонт.Наверное, там вдалеке пожар охватил волшебную страну, которая перестала существовать для мальчика с кривой шеей.И он учится принимать мир таким, каков он есть.

Сказка должна превратиться в быль.
А волшебная шапка и волшебная палочка - все от лукавого.Не зря они принадлежат шайтану.

__________________
 Мал хи* (чеченское) -Вода питьевая
 Бозбуунча ** (чеченское) -Колдун
 Ч1ерийдохург*** ( чеченское) -Аист, дословно- "вытаскивающая рыбу" 

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Час творчества

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Местное время
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
КонтактыПредседатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жду тебяВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жду тебя
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online