О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineПереводчик onlineСМИ о насКонтакты

Статьи

 
Сила духа

                                                                                                                                           Бывали поражения, которые в своей

                                                                                                                                            славе не уступают величайшим победам.

                                                                                                                                                                                             Монтень

В современном мире на долю чеченского народа выпало немало испытаний. В одном только XX веке они подвергались жестоким репрессиям со стороны царских войск, нашествию армии Деникина, раскулачиванию, сталинско-бериевской депортации. А в елцинской России на Чечню обрушились дважды танками, самолетами, ракетами, как будто воевали с вражеским народом.

Чеченцы, отстаивавшие свою свободу, образ жизни, обычаи и традиции, часто подвергались насилию со стороны государства в виде массовых арестов, ссылок в Сибирь, депортации.

Чтобы показать суть чеченского характера обратимся к одному из многочисленных его представителей.

Бисултанов Хасаин Магамадович. Родился в 1932 году в селе Алерой Курчалойского района Чечено-Ингушской автономной области. В семье было три сына и две дочери. Как у всех у семьи было свое хозяйство. В 1933 году было масштабное раскулачивание, их семью посетила такая же участь. Все конфисковали, наложили на все имущество продналог, да так, что пришлось ходить собирать с односельчан, у самих ничего не осталось. Хочешь не хочешь - сдавай. Отец умер от переживаний. Он молил Бога избавить его от этих унижений и Бог забрал его. Он ушел из жизни рано. За старших остались сыновья.

Сыновья это единственное богатство женщины, потому что в них жила честь мужа, честь переданная по наследству, честь, защищая которую их отец погиб.

Новые испытания пришли на долю семьи, отчуждение земель. Пришлось сеять в другом месте, далеко от дома. «Все дети были маленькие, но помогали маме, чем могли. У каждого было свое задание, тыкали землю с левой стороны - братья, с правой стороны - сестры. Но вот приехал дед по линии матери, он даже не мог зайти домой, не хотел стеснять, знал тяжелое положение семьи. Чтобы как-то помочь, он попросил дочь отправить на базар одного из сыновей. На второй день мы купили двух бычков, для того, чтобы работать -это было большое подспорье в хозяйстве. Но пришли и их забрали. Опять мы остались без средств к существованию»,- вспоминает Хасаин Магамадович.

В 1941 году началась война. Еще в 1939 году Хасаин был призван в ряды Советской Армии. Второй из братьев пропал без вести на фронте. О нем не было никаких сведений.

Наступил самый страшный год в истории чеченского народа - февраль 1944 года. Вспоминая эти годы, дедушка Хасаин не может сдержать слез. «Накануне лето 1943 года выдалось урожайным. Кукуруза была желтого и белого сортов. Но солдаты не позволяли забрать, давали только мусор»,-вспоминает он. И это запомнилось Хасаину.

Семья Бисултановых попала в Костанайскую область в село Карпинка. Ночь, леденящий холод, выгрузили из вагонов для скота, сказали, что мы приехали. Голодные, оборванные, не отошедшие от шока, в неведении куда они попали чеченцы вынуждены были принимать удары судьбы. Так началась их жизнь на чужбине в немецком поселке Чимендовка.

В 12 лет Хасаин пахал землю, бороновал, шел за двумя быками от ранней зари до поздней ночи. Не знал отдыха. Ныне только его ровесники знают, что это такое. В те времена все трудоемкие процессы держались на

тягловой силе быках и лошадях, которых приходилось кому-то постоянно погонять. Отсюда и название погонщик. Хозяйства в те годы нуждались в детских руках не меньше, чем во взрослых работниках.

Ели траву, от голода пухли. Мать осторожно приучала их по -новому жить, питаться. Нельзя было наедаться, ведь можно было умереть.

Время – единица реальности, бытия. Мирное, счастливое время всегда ассоциируется с детством, это как правило ассоциируется с весной и летом. Война и послевоенное опустошение в душе связаны с другим временем года-зимой. Границы времени в сознании самого героя размыты, стерты: когда он говорит о прошлом, оно становится настоящим, о будущем-оно становится прошлым. Ему хочется вспоминать светлые дни детства и юности, но незримыми нитями они возвращаются темными воспоминаниями о трагедии депортации.

В стихотворении Асланбека Якубова

Я познал спозаранку

Боль под злым сапогом

Я подобен подранку

С перебитым крылом

Нам свободу на ссылку

Кто то там променял…

До охоты охотным…

Под угаром вина,

Бить в нас как по животным

Позволялось сполна…

В этих стихах поэта звучит трагедия целого народа, лишенного не только родины, но и элементарных прав на существование, народа, который выжил то благодаря тому, что не ломались, не гнулись в этой схватке с судьбой.

В 1949 году переехали в Караганду. Сначала сюда приехала старшая сестра Уммат, она прислала адрес. Первые два года жили в чужом доме. В 1951 году семья построила себе первую землянку, где им было тепло и уютно, так как это была собственная крыша над головой. Материальное положение живущих и работающих на шахтах было тяжелое, построить себе элементарное жилище было невозможно, ни сил, ни средств, ни стройматериалов не было. Единственно доступным материалом была глина, которую размешивали с водой и соломой, формовали в виде больших кирпичей, сушили. Крыша имела элементарное сплетение из караганника, поверх которого опять намазывалась глина и насыпалась слоем земля. Пол был земляной. В одной землянке жили три семьи. Десятки, сотни, тысячи чеченцев и ингушей не смогли пережить голод, холод, нищету, душевные переживания.

Хасаину было 20 лет, когда он устроился работать на шахту в проходку.

В начале 1944 года на территорию Карагандинской области были депортированы чеченцы и ингуши, по некоторым данным -33215 человек (7939 семей), в 1946 году в угольной промышленности было распределено 1216 семей 5777 человек. Но несмотря на все тяжести испытаний чеченцы и ингуши наравне со всеми принимали участие в стахановском движении, травмы, завалы, кровь и смерть –были только частью их испытаний. Условия труда были каторжными, с утра до позднего вечера приходилось кайлом и лопатой рыть землю.

Дух ярости, упорства, выносливости, радости солнцу после смены, отзывчивости к чужой беде эти и другие качества шахтеров прибавились к человеческим достоинствам. Этими качествами отличался и наш герой Бисултанов Хасаин. Все это он пережил с достоинством. Восемь лет работал под землей, если бы не взрыв, он стал инвалидом. Потом устроился на Иртыш-канал, 13 лет проработал на одном месте,

пользовался авторитетом. Его любили за честность, трудолюбие и добросовестное отношение к труду.

Для человека в жизни всегда самое главное место занимает семья, Хасаин женился в 1961 году, у него две дочери и три сына.

Можно спросить: «Как сейчас живет Бисултанов?». Можно сказать «Отлично». Когда мы приехали к нему, во дворе двухэтажного красивого особняка с елями и приусадебным участком, трудился наш дедушка Хасаин, который не мог усидеть дома, он любит ходить, что-делать, ведь именно благодаря труду человек всегда добивается всего в жизни. Рядом с ним бегал его правнук, на которого дед смотрел и радовался. Ведь будущее, причем светлое будущее за ним. Внук гордо поглаживает «Медаль труженику тыла», которую вручили Бисултанову Хасаину Магамадовичу в честь 70-летия Победы в Великой отечественной войне.

Возможно ли окончательное рассеивание чеченцев по свету, что и следа не останется от этой немногочисленной нации с ее удивительным кодексом нравственности и чести. Та самая нерастворимая гранула содержится не в их одежде, не в их цвете глаз, а в их самоощущении. Чеченец всегда держит себя так, как будто ему сегодня принадлежит весь мир, а завтра его все равно убьют. Эта ментальная особенность психологии связана с мусульманским представлением о жизни и смерти. Каждый мусульманин, проживая свой день, должен вести себя так, словно этот солнечный день последний в его жизни, радуясь ему и в то же время, помня о неминуемой смерти.

Не стерся след чеченца в этой исторической мясорубке, силен дух народа, где бы он ни был.

«Мы не манкурты, наша память не заросла коростой. Мы помним все, мы не забыли ничего. В феврале-марте 1944 года горные селения Чечни были превращены в руины, в домах, конюшнях лежали сожженные трупы, стонали раненные, брошенные умирать в ущельях. Долгие годы мыкались

чеченцы на чужбине, лишенные своих очагов и родовых кладбищ. Как бы гостеприимно не встречали казахи вайнахов, но оторванные от родины и родных очагов, они чувствовали себя уязвленными», - говорит председатель Чечено-Ингушского этнокултьтурного объединения «Вайнах» Карагандинской области Увайс Хаважиевич Джанаев.

…Закончилось XX столетие, которое как мы уже сказали, было отмечено многими трагическими событиями.

Ныне в многонациональном Казахстане в согласии и мире проживают представители более 130 национальностей, уважение к истории каждого народа, память во имя будущего.

Почитаем до1а и постоим в молчании, склонив головы перед их памятью. И пусть никогда не повторится черная дата в судьбе ни одного народа нашей многострадальной земли.

Умирзакова Бакыт

PS: автор выражает огромную благодарность ЧИЭКО «Вайнах» за предоставленную возможность и помощь в сборе материала.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Статьи

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Радио "Путь" им.А-Х. Кадырова:
Местное время
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online
Председатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жди меняВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жди меня
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online