О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineПереводчик onlineСМИ о насКонтакты

Статьи

 
Ингушская свадьба: инструкция по применению, или пособие для тех, кто не в курсе. (ч.1)

– Сватовство.

Когда найдены ответы на все «Почему?», и «Потому что!» употребляется лишь в положительном контексте, все ведет к логическому продолжению отношений, то есть к свадьбе, о которой и пойдет речь ниже.

Несмотря на все, что происходит в республике, да и в мире, количество свадеб не уменьшается, а наоборот, только растет. Возможно, боятся не успеть…)

В связи с чем, думаю, это будет очень полезное чтиво, как для ингушей (так как в организации свадеб очень много мелочей, о которых либо забывают, либо просто не знают о них), так и для тех, кто интересуется национальными обычаями и традициями народов нашей необъятной Родины. К тому же, в последнее время, интерес к кавказским свадьбам резко возрос)) значит, нужно об этом поговорить), а поможет мне в этом книга Зейнеп Дзараховой «Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей» и познания моих родственников, ну, и мои собственные))…

«Обряд сватовства у ингушей занимает важное место в деле становления национальных этических норм. Проходит он в несколько этапов, каждый из которых имеет строго определенные нормы г1алг1ай эздел и г1улакх (ингушской этики и этикета). Нормы эти обеспечивают существование института сватовства.

Первый этап: зоахалол д1ахьоадар (заявление о намерении свататься).

Второй этап: зоахалол дувца (говорить о сватовстве) – продолжение процесса сватовства после того, как родственники девушки уже навели справки о юноше и его семье. Родные девушки советуются, можно ли вступать в родство или нет.

Третий этап: зоахалола нах бахийтар (отправить сватов). Это официальный визит, в ходе которого заключается родство. Жоп далар (дача согласия), то есть дается согласие родственниками девушки породниться со сватающимися. Это – договор между семействами о родстве. «Присутствие дальних и близких родственников, уважаемых и почетных людей, фамильных братьев и соседей – все это условия и гарантия прочности союза, первейшее условие его незыблемости».

Формы вступления в брак посредством сватовства создавались с древности. Игнорирование института сватовства не согласуется с нормами нравственности. Случаются «браки убегом» или «браки умыканием», но и в этом случае наряду с мерами примиренческого характера этапы сватовства, даже с опозданием, но должны иметь место. В сознании ингушей правило: в решении судьбы детей должны принимать активное участие родители и старейшины фамилии» 2.

Первый этап сватовства (зоахалол д1ахьоадар) осуществляет зоахалола юкъе латта саг (посредник в сватовстве). На эту роль обычно выбирают человека, являющегося одновременно родственником юноши и девушки. Посредник рассказывает родителям и родственникам девушки обо всех достоинствах, статусах и регалиях жениха. (Как правило, жених представляется «прЫнцем на белом коне», по совместительству суперменом и олигархом, причем посредник рассказывает это так живописно, что у вас может сложиться впечатление, будто он сам взрастил это чудо, хотя зачастую он его в глаза не видел)) 3. После чего он удаляется, чтобы дать время подумать, «пробить инфу» о семье жениха, проверить достоверность рассказов посредника, ну, и мелочь – выяснить мнение невесты.

Через какое-то время посредник вновь наведывается в дом невесты. В случае согласия девушки (а далее будет рассматриваться именно этот вариант) посреднику сообщается мнение родителей и согласие на приход сватов.

«Согласно нравственным требованиям, в качестве сватов родители юноши стараются пригласить наиболее почтенных и уважаемых людей. Этого требует само положение сватающейся стороны, так как привлечение к сватовству авторитетных в народе людей содействует благоприятному исходу сватовства. Уважаемыми являются люди, с юношеских лет прослывшие как эздий нах (благородные люди)». 2

На втором этапе сваты приезжают в дом невесты, что бы поговорить о сватовстве (зоахалол дувца).

«Сваты – боккхий нах (старики) собираются в доме у родителей жениха. Под понятием боккхий нах в данном случае следует понимать не просто стариков, имеющих определенный возраст и вследствие только этого присутствующих на данном мероприятии. Понятие боккхий нах имеет и другое значение – «почитаемые». Распространяется оно в данном случае на людей разных возрастов, получивших признание в силу их значимости, благодаря мудрости, духовной и светской образованности, нравственной чистоте и достоинству.

Боккхий нах могут быть кратко проинформированы о том, насколько знакомы юноша и девушка друг с другом, кто их родственники, кто из представителей сватов имеет с тейпом (родом) девушки родственные отношения. Сватов могут быть два-три человека, в числе которых может быть и религиозный авторитет. В их число обязательно входят даь воша (дядя жениха по отцу), зоахалола юкъе латта саг (посредник в сватовстве)». 2

В свою очередь дом невесты полон родственников в ожидании гостей.

«При встрече гостей хозяин дома должен проявить исключительную вежливость. Приветствие требует большого такта.

Разговор начинается «издалека». К теме подходят постепенно». 2

Старейший из сватов рассказывает о женихе, его семье и великом счастье, которое выпало на долю невесты. Долго сваты не засиживаются. Расходятся на том, что семье невесты нужно определиться, подумать, посоветоваться с родными. Договариваются о новой встрече.

«Заканчивая свою речь, гости говорят: «Думаем, что положительное решение этого вопроса не заставит вас когда-либо об этом пожалеть». Гостей приглашают к столу, но приглашение остается символическим. Они благодарят хозяев и не прикасаются к пище, так как, отведав угощение, они как бы становятся для хозяев дома «своими людьми». Положение сватов, стремящихся скрепить узы родства двух семей, обязывает их соблюдать определенную этикетную дистанцию до разрешения вопроса сватовства.

Женщины в процессе сватовства не принимают участия.

После того как первый визит сватов состоялся, отец девушки вместе со старшими членами семьи советуется с родственниками.

Ставить родственников в известность о таком важном деле обязывает этикет, так как им всем вместе далее поддерживать узы родства». 2

Если родители девушки не пожелают вступать в родство, это сообщается посреднику, чтобы он передал сватам, что по этому вопросу можно не приходить, что означает отказ. Случается, что сваты пытаются действовать через многочисленных родственников, это может продолжаться годами.

«Старейшина Ахильгов Магомет Идрисович рассказал неординарный случай, происшедший в 30-х годах в городе Владикавказ, где жила значительная часть ингушей: «Понравилась юноше Цурову Саге Бази девушка из рода Цицкиевых – красавица Айшет, дочь Товмарза. Он отправлял к ней сватов, и не раз, но в течение пяти лет все время получал отказ. Причиной отказа являлось нарушение этикетных норм родственником этого юноши, к чему очень щепетильно относятся ингуши.

У Бази всегда был лучший скакун, седло и сбруя. Он никогда не упускал мероприятия, где можно было увидеть непревзойденную гармонистку и исполнительницу танца Айшет. Характеризуя виртуозность ее танца с гармошкой в руках, говорили, что она могла коснуться пола и потолка сакли, не сбиваясь с ритма танца.

Бази и Айшет слагали и пели втайне друг другу песни. Если Айшет бывала среди замеж – свадебного кортежа, то Бази на своем горячем скакуне перелетал между упряжкой и кучером на полном ходу, приветствуя девушку. Удаль и гордость его не знали границ.

Однажды в центре города Владикавказ на своем скакуне Бази, только въехав на мост, заметил, что с другого конца моста навстречу движется бедарка, в которой сидели отец и мать той самой девушки, к которой он упорно сватается. По этикету, встречаться с родителями предполагаемой невесты не положено ни до сватовства, ни в течение всей жизни. Что делать? Проехать мимо? Повернуть назад, спиной к ним? Нет! Недолго думая, юноша хлестнул верного коня и бросился через перила моста в волны бурного Терека и так ловко осадил коня уже на дне реки, что даже талсаш (переметная сумка) сухой осталась.

Пораженный сноровкой, мужеством и смекалкой этого юноши, ехавший на бедарке мужчина спросил у своей жены: «Да что это было? Кто этот безумец?» На что спутница ответила: «Это и есть тот самый юноша, сын Саге, который сватается к твоей дочери!»

Товмарза, пораженный этим поступком, крикнул отчаянному влюбленному: «Жоп да хьона. Жоп, вошшийна вир!», что означало: «Даю согласие!»

В этот же день отец быстро пригласил к себе посредника и объявил о своем решении дать согласие». Это решение было вызвано поступком юноши. Он сумел выйти из очень сложной этикетной ситуации по-рыцарски красиво, элегантно, мужественно.

Эта супружеская пара прожила счастливые семьдесят лет совместной жизни в согласии и любви». 2



В случае согласия через некоторое время родители невесты передают стороне жениха, обычно через посредника (в принципе практически все вопросы решаются через него), свое решение, так сказать, разрешение на повторный визит сватов. «Зоахалола юкъе латта саг (посредник) с начала сватовства и до конца старается делать все, чтобы процесс имел положительный исход». 2

В назначенный день сваты приходят снова.

«Нравственный смысл дачи согласия – жоп далар, прежде всего, в образовании новой семьи, в расширении круга родственников и их скреплении. Общественность одобрительно относится к тому, что жоп (окончательное согласие) дается во время третьего визита». 2

Хотя нередки случаи, когда ответ дается и в первый визит сватов. Это делается, если стороны уже давно знают друг друга или об отношениях брачующихся.

Кроме того, возможен еще один сценарий, когда в первый или второй визит сватов назначается день свадьбы, но официально согласие не дается. Процедура жоп далар (дача согласия) проводится непосредственно в день свадьбы. Такой вариант развития событий называется ехар-йигар ца1 долаш (сватовство и свадьба одновременно)

«Третий визит сватов чаще всего приходится на вечер со среды на четверг. Этот вечер в неделе считается наиболее благоприятным. К третьему визиту сватов готовятся хозяева. Собираются близкие родственники – старейший из рода, дядя по отцу, дядя по матери, молодые мужчины, женщины и девушки, чтобы помочь организовать угощение. В этот вечер с хозяевами могут быть и захалаш (родственники по линии снохи, замужней дочери).

В доме жениха собираются почтенные старики, уважаемые в народе люди, приглашенные для участия в сватовстве. Сватов может быть от 3 до 10, в зависимости от количества родственных связей юноши-жениха, но обязательно в их числе должны быть даь-воша (дядя юноши по отцу), зоахалола юкъе латта саг (посредник) и двое юношей для оказания услуг старикам. Старейшина еще раз информирует всех участвующих в сватовстве о предыдущих этапах и в указанное время все они приезжают в дом к отцу девушки.

Гостей приглашают в дом. В гостиной сваты сами определяются, кто должен сидеть маг1а (на почетном месте), кто эг1а (от тамады в сторону дверей, кто должен стоять. Сесть на почетное место просят бехке саг (почетного гостя). Гостям-сватам, представителям других фамилий, принимающих участие в решающем этапе сватовства, уделяют особое внимание. Их приглашают сесть маг1а. Несколько мужчин и с той, и с другой стороны стоят. Этикет строго определяет, кто где должен сидеть, кто должен стоять. Все это вместе придает значимость и подчеркивает ответственность того мероприятия, в котором они все принимают участие. С гостями садится старейший представитель хозяев дома.

Атмосфера в комнате торжественная, серьезная. Позы присутствующих выражают спокойное достоинство, жесты медлительны, речь плавна.

Вначале ведут беседы на абстрактные темы. К цели их визита переходят постепенно. Старейший из сватов может перейти к этому вопросу, рассказав легенду или пословицу, подводящую к теме сватовства. Все то, о чем говорилось во время первого и второго визитов, старейший из сватов повторяет. Степенно старик рассказывает о юноше и его семье, о достоинстве его рода. Все это повторяется для новых членов – сватов, которые являются представителями разных родов. Гости-сваты являются свидетелями заключения нового родственного союза и понимают ответственность своего положения. Старейшего никто не перебивает. Все внимательно слушают. Свою речь воаккха саг (старик) может закончить следующим образом: «Мы внимательно взвесили все и думаем, что ничего нет из того ряда, что мешало бы нам породниться. Мы желаем иметь с вами родство».

Хозяева дома с ответом не торопятся. Присутствующие в комнате старики вспоминают о разных ситуациях, в которых родственники юноши-жениха вели себя благородно. В это время хозяева дома занимаются организацией шу (угощения) для гостей. С позволения старшего, юноша заходит в комнату, приветствует всех гостей и начинает накрывать стол. Но сваты в ответ на приглашение говорят, что они желали бы знать, что им ответит ц1ен-да (хозяин дома) по поводу их визита. «Можете выйти и посоветоваться», - говорят они. Наступает момент, когда должен быть дан жоп (ответ).

Символом положительного результата сватовства в прошлом считали, когда хозяева принимали сватов у семейного очага, поскольку и сам очаг символизировал единство и святость рода, фамилии, семьи.

Хозяева дома во главе со старшим представителем своего рода выходят. Чтобы еще раз посоветоваться. Даь-воша (дядя по отцу), наьна-воша (дядя по матери), старшие представители фамилии и другие родственники еще раз советуются, узнают мнение женщин семьи, еще раз интересуются мнением дочери-невесты. Эта миссия возлагается на дочь или невестку и имеет во многом ритуальный характер. «Я согласна с решением отца и готова выполнить его волю», - такой ответ дочери был наиболее типичным для ингушских девушек. Все это повторяется по форме, хотя необходимости для каких-либо вопросов уже не существует. Одинаковое участие всех в решение судьбы членов своего рода и ответственность за их судьбу является признаком сплоченности. Придя к единому мнению о том, что можно дать положительный ответ, они заходят в комнату.

Наступает пауза. Хозяева дома смотрят на старшего, как бы уступая слово. По этикету, сам отец девушки-невесты, за редким исключением, не делает этого. Старший из фамилии говорит: «Оаш хьаденача г1улакха жоп да шона» (По делу, по которому вы приехали, мы даем положительный ответ).

Старший из присутствующих, как правило, религиозный авторитет, читает молебен – ду1а с благословением нового родства и пожеланием всех благ. Старики сваты благодарят за доверие и желают долгой, счастливой семейной жизни молодой семье и благородного родства новым родственникам. Затем всех приглашают к столу.

Рассаживаются за столом по степени внимания, которое должно быть оказано каждому. Ближайший родственник жениха (чаще всего родной брат жениха, но может быть и кто-нибудь другой) 3 может выйти с согласия тамады, чтобы познакомиться с матерью и другими родственниками, поздравить и одарить мать девушки (обычно он дает деньги матери и старшим ближайшим родственницам). Одновременно один из юношей привозит захал (отца жениха), и уже породнившиеся родственники вместе принимают трапезу.

С давних пор у ингушей новые родственные узы скрепляются обрядом ц1ий даккха (пустить кровь) – резанием барана. Этот ритуал сохраняется и сегодня.

Шуна эздел (застольный этикет) имеет свой кодекс вежливости. К трапезе сидящие за столом приступают после тамады. С гостями садятся несколько мужчин из родственников дома.

К столу, к концу мясного, подают блюдо для почетных гостей: «кортеи, думеи, накхеи» - голову барана, олицетворяющую верховную власть; грудинку и курдюк, символизирующие счастье и богатство, которые в данной ситуации подтверждают взаимные симпатии в лице старейших представителей и свидетелей роднящихся фамилий. Почетное блюдо ставят перед тамадой. Он отрезает маленький кусочек с внутренней части разрезанной головы и немного с нижней части грудинки, затем блюдо передают другим гостям.

Юноша, обслуживающий гостей, все время должен находиться в комнате. Стоять он должен скромно, не облокачиваясь об стенку, не глядя на гостей в упор, умея распределять внимание на всех участников трапезы.

После принятия угощения, тамада, гости и родственники благодарят хозяев дома за угощение, достойное обслуживание, выходят из комнаты вслед за старшим, подходят к захал (матери девушки-невесты), и поздравляют с новым родством, и говорят о том, что их дочь идет в хорошую семью: «Дала ираз долаш, беркате вахар лолда шоана» (Дай Аллах вам счастливой и благодатной жизни).

Прощаются с хозяевами дома, вслед за старшим выходят из дома и уезжают. С того времени, как девушка засватана, она является цар саг (их человеком), когда бы свадьба ни состоялась, в тот же день или через год». 2



«Все формы заключения брака требовали внесения калыма за невесту. Понятие «калым» в переводе с тюркского означает «возмещение». Калым широко распространен у многих народов. У адыгейцев и черкесов он назывался «уасэ», у осетин – «ираду», карачаевцев – «калын», кумыков – «къалын», лезгин – «рушан рах», чеченцев «тоам», ингушей – «урду».

Обычно урду дают сразу». 2

Официально установленная сумма урду на сегодня составляет 50 000 рублей, но при желании может быть и больше. Рекордная сумма урду на сегодняшний день составила 900 000 рублей (по моим неточным данным)). Помимо официального калыма жених может передать своей избраннице «къейла» («скрытно») дополнительную сумму, размер которой определяют финансовые возможности жениха.

«В случае если невеста отказалась от принятия урду, символическую сумму, заменяющую урду, сторона жениха все же должна передать невесте, иначе регистрация брака считается недействительной.

Приданное невесты имело раньше сложный состав и включало не только личные вещи невесты и подарки новым родственникам, но и предметы движимого имущества, выделенные ей родителями сундуки, матрацы (4-5 матрацев из шерсти, несколько подушек, постельное белье), одеяла, войлоки, посуда, занавески на окна, домашняя утварь (кувшин, медные тазы) ковер, несколько десятков носовых платков, детская одежда на подарки детям и многие другие предметы домашнего обихода. Обычно засватанная девушка готовила приданое в течение полутора – трех лет. За это время невеста должна была приготовить деверю палчакх (башлык из самотканой пуховой ткани и обшитый канителью), отцу жениха – постель и постельные принадлежности, а его родственникам, близким и почтенным – подарки.

Сегодня не требуется много времени на подготовку невесты. Сватовство, свадьба занимают от нескольких недель до нескольких месяцев. Если в прошлые времена на подготовку приданого ручным трудом нужно было значительное время, то сегодня оно в основном приобретается. В состав приданого входят ковры, постельные принадлежности, шторы, одежда, подарки». 2 А еще мебель, бытовая техника и т.п. в зависимости опять же от финансовых возможностей.


Продолжение следует…

Сноски:

2 Из книги З. Дзараховой «Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей»

3 Комментарии a_fatimЫ


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Статьи

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Радио "Путь" им.А-Х. Кадырова:
Местное время
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online
Председатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жди меняВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жди меня
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online