О насМухаммад (с.а.в.)Контакты

Это интересно

 
Казахская культура

Казахстан — земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса (саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).

Казахи, қазақ.алаш (само название). Этническая родина Казахстан. В российской историографии и дореволюционной литературе – киргиз-кайсаки, татары. Этнонимы были даны с целью дифференциации от «русских казаков» ( название которых является заимствованным у тюркских кочевников). Наименование киргиз накладывается на другой этноним- кыргыз, который исторически обозначает родственный народ Республики Кыргызстан. Чтобы разделить народы, для последних были введены названия кара-киргиз, бурут, а также дикокаменные киргизы. В 1925 году было восстановлено историческое название- қазақ. В 1936 году была установлена форма казах.

Земля, на которой родились и живут тюрко-язычные народы Евразии, в т.ч. и Казахстан, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В 20 в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства. 

Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобоазное философское осмысление мира, и она по своей глубине не уступала так называемым оседлым культурам. Она не нуждалась ни в поощрении, ни в осуждении, замкнутая в мире собственных представлений, но открытая всем, кто захотел бы ее понять.
Более того, казахи не придавали большого значения тому, чем владели, ибо философское отношение к миру было для них нормой жизни.

Номадическим мы называем, прежде всего подвижный динамический способ жизнедеятельности индивида пространства, а в сознании – некатегориальное определение рамок и границ мыслимого мыслимого мира, а скорее параллельное пребывание, гармоничное слияние с миром, внимательное прислушивание к знакам бытия, дружественность по отношению к космосу, принятие « инаковости», поливариантность решений. Незавершенность, открытость, осознание множественности континуальных систем, собственная деятельность, основанная на принципе самоценности и самодостаточности, формирование замкнутой системы, основанной на принятии циклического характера жизни и, в свою очередь, руководствование принципом « невмешательства в иные замкнутые системы».
Особенностью мировоззрения тюркских народов являются императивы – вера и поклонение природе. Такому мировосприятию не свойственна была философия, определяющая человека как хозяина природы. Ей присуще было обожествление природы как универсума, источника всего. Обожествление всеобщего, целого содержит в себе и обожествление, одухотворение единичностей. Для древнего номада это, прежде всего, Небо, Солнце, Луна, звезды, животные и растения, огонь, вода, воздух, земля как первоначала.

Типологические черты тенгрианства:
 вера в Тенгри, как бога, творца всего, но бога,находящегося не вне мира,не над ним, а присутствующим во всем, в том числе и в человеке;
 поклонение природе как всеобщему источнику жизни;
 поклонение душе умершего, душам предков, аруахам, вера в бессмертие души;
 приоритет общения;
 следование традициям культуры, сохранение обычаев и нравов.
Природа была для кочевника абсолютным началом, естественной реальностью. Люди вначале лишь подчинялись природным закономерностям, постигали их причины и строили свое бытие, стараясь избежать природных катаклизмов. Древние времена всегда вынуждали человека подчиняться мировоззренческим установкам рода или племени, суровые и тяжелые условия не позволяли пренебрегать социальными ориентирами и обычаями, иначе им угрожало изгнание из рода или племени, что означало верную смерть.
Материальная деятельность людей, связанная с реальным бытием предмета, сказывается на отношении людей к природе и друг к другу.

Полукочевое скотоводство на многие века задавало основы существования казахов, что вылилось в принципы бытия и осознания целостности мироздания. Эти ценности существуют столь давно, что они как бы впитываются в кровь человека с детства, потому в значительной мере выступают бессознательным образом, хотя и могут быть вполне расшифрованы. Эти архаические пережитки составляют старую часть психики человека, ее основу с коллективными образами и мифологическими темами.
Длившееся тысячелетиями, полукочевое скотоводство хранило свои темы - батыр, конь, кочевье, юрта, время существования и др. Причем, такое поведение направлено на сохранение самого человека и, следовательно, обусловливается системой правил и норм поведения, изложенных в мифологии в качестве ее составляющей части, опирающейся на объяснение мира и места человека в нем. Тем самым, мифологическая система носит нормативно – регулятивный характер.

Мифология, явившаяся первоначальной формой мировоззрения, в условиях кочевой культуры заложила основу возникновения феномена искусства « звериный стиль», который впоследствии перерос в целостное миропонимание, в систему мировоззрения, религии, в то же время степная мифология выработала своеобразное духовное явление, называемое тенгрианством, которое явилось продуктом среды кочевой культуры.
Моделирование тенгрианства как религиозной системы связано с таким вопросом, как древние религиозные представления, культы. Следуя законам комплексного, системного подхода, целостности единства части и целого, единичного и общего, нельзя разбивать верования древних на бесконечные культы, обряды, как - то: культ Солнца, Неба, Огня, Воды или культ предков.

Исходя из единства человека и природы, природного и духовного, необходимо объединение их в общее, хотя сами термины вполне законны и употребимы. Дух космического Тенгри растворен во всем. Тенгри внутренняя суть, душа, тайна действительности.
Тенгри у казахов – это трансцедентный мир бытия, дух и тело, их единение. Потому оно, наверное легло в основу «вечной философии» Коркута и Асан Кайгы, которых народ воспринимал как борцов против рока, как размыкателей замка бытия, искателей бессмертия. Отсюда нетрудно понять, почему Коркут постоянно обитает в инобытии, пространстве между бытием и небытием, а иногда в двух мирах одновременно. « өлі десең - өлі емес, тірі десең - тірі емес, екі дүниенің ортасында, күй атасы Қорқыт».

Из всех форм человеческого опыта о смерти и бессмертии духовный опыт представляется не просто наиболее богатым и не просто всеобъемлющим, а бесконечно неисчерпаемым.
Современный казахский язык смерть обозначает двумя различными словами: кайтыс болу – уходить, вернуться, возвращаться, выбыть; өлү – исключительно смерть человека.
Древние люди представляли, что человек не умирает, а просто уходит в иной, более идеальный мир. Поэтому казахи умерших хоронили вместе с вещами. По старым представлениям казахов души, умерших, кроме явления во сне,приходили наяву в облике птицы, волка, верблюда и скакуна. Убийство таких птиц, как лебедь, ласточка расценивалось как убийство человека. Казахи верили во множество душ: « У женщины есть сорок душ».
В мифологическос сознании самой ранней, наиболее синкретической из форм мировоззрения духовного опыта небытия как такового нет. Есть бытие как жизнь, существование в этом мире и есть иные формы его, то есть ино – бытие в самых различных формах существования в других мирах.

Космос казахской культуры

Следующий этап мифотворчества есть космизация человека, его духа. Человеческий индивид хочет увековечить себя, постоянно ощущая прсутствие смерти. Символизация посредством мифов, легенд позволяет поддерживать гармониюи равновесие. Культура в целом может войти в состояние разлада, если разрушить присущее ей философски гармоническое восприятие жизни и смерти.как уже говорилось, потребность в выработке образов «вечного существования» неизбывна. Сама способность к сотворениюэтих образов – необходимое условие поддержания жизни.

Каждый народ в процессе этногенеза с неизбежностью ставит вопрос о Первотворении. Возникающая при этом космогоническая мифология не только формирует представления людей о сотворении мира, но и определяет особенности всей последующей развертывающейся в веках картины этноса.
У казахов многочисленные мифы о Первотворении связаны с именем Коркыта. Различные интерпретации о поисках бессмертия Коркыта воссоздают пути сотворенияжизни на земле. Объединяет же их одно: Космос казахов гармонизируется Музыкой. Причем Музыка дарована Коркыту Всевышним Тенгри.

Известный востоковед С.М.Абрамзон, описывая понятия Тенгри, широко распространенное в тюркском мире, дает ему такое определение: « Это верховное божество выступало как бы в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию « Вселенная». В значении божества Тенгри прилагалось не только к Небу, но и к Солнцу, к Луне, к земле. Такое широкое определение Тенгри во многом стыкуется с космогонической мифологией, когда Вселенная становилась порождающим началом жизни на земле. Образ тенгри становится первоначалом пространствено – временного континиума и бинарных смысловых противопоставлений « мужское – женское», « небесное – земное», «солнечное – лунное». Так, Тенгри, будучи демиургом казахского космоса, помещается внутри него.
Понятие Первотворца широко распространено в космогонической мифологии. Акт творения жизни на земле в мифологии различных народов начинается с описания беспорядочного хаоса. В мифологии казахов хотя и есть воспоминание о разделении неба и земли, но нет описания ужасающего хаоса и борьбы с ним. Потому первородящая Вселенная у казахов удивительно животворяща и гармонична,а акт Первотворения в мифологии связываются не с образом Хаоса, а с образом Тенгри – образом гармонии. Отсюда и уникальность сотворения мира – посредством музыки, музыки как квинтисенции любой гармонии. Анализ космогонической мифологии народов мира показал, что Тенгри было не только небом с сакральным значением, не только божеством, но и порождающим началом в первичных религиозных представлениях казахов. Становится очевидным, что музыка сама порождающее начало и приобретает значение сакральности и божественностив картине мира казахов.
Согласно мифам о Коркыте, сотворение мира связано с рождением музыки, и происходит это одновременно, в тот момент, когда Коркыт вонзаетсвой кобыз в воды Сырдарьи. Это место становится центром казахской Вселенной – жер кінігі ( пуп земли).
Но пуп земли – это не просто центр, это концентрация космических энергетических сил, связь - вписанность земли в космос. Для казахов же формой выражения этой концентрации является звук, не случайным в этой связи является и тот факт, что Коркыт, убегая от смерти, обошел четыре стороны света и, придя к берегам Сырдарьи, вонзив в нее кобыз, музыку, осознал ее как центр. Отсюда можно сделать вывод, что музыка в картине мира казахов сопрягается с Космосом, становится животворящим первоначалом на земле.
«Являясь центром Вселенной, задает и первоначальные параметры мира.Вот как первоначало всего существующего гармонизируется звуком, что приводит к рождению мира.
Звучание кобыза,очерчивая Центр (середину), порожденную из низа (воды, верблюда, змеи – как образов смерти), открывает еще и верх (с земли взлетели птичьи стаи...). Так упорядочивается пространство, которое членится отныне на три вертикальные зоны –Низ –Середина – Верх.

Трехчленная модель мира присуща практически всем народам. При этом « земной мир, в котором живут обычные люди, противопоставлен как нижний верхнему миру – небу.
Одновременно земной мир рассматривается как верхний мир по отношению к подземному миру». Трехчленная модель мира у различных народов может быть модиицирована в более сложную. При этом, как правило, многослойность – свойство верхнего мира ( семисферное небо у мусульман). Но у всех народов – это следующая ситуация творения мира – фаза раъединения, противопоставления той двоичности, которая существовала воедино в образе Творца.

У казахов сохранилась целостность восприятия мира. В связи с этим исследователи писали, что для казаха не было разделения философии мира и быта, они были для него взаимосвязаны. Каждая вещь многозначна, одним из ее обязательных свойств было философское осмысление. Синкретизм казахов проявлялся в том, что быт казахов и был Книгой о Первотворении, Космосе. Обращение к юрте является традиционным для исследователей кочевой культуры. Ряд казахстанских ученых М.Каракузова, Ж.Хасанов, Н.Шаханова, Б.Ибраев и другие писали об отражении древней космической системы в конструкции юрты казахов.
Нам хотелось бы продолжить линию семанического исследования юрты, но в несколько иной плоскости. Ибо только с приданием жилищу символического значения можно говорить о нем, как о специфически человеческой форме освоения пространства. Во всех традиционных культурах дом являл собой образ Вселенной. Не является исключением в этом смысле и жилище казахов. По всей видимости оно также являлось моделью Вселенной, опосредствованной особенностями мировоззрения казахов. Анализ юрты показывает, что она как модель Вселенной для кочевника есть небесный свод, опрокинутый на человека и заключающий его в себе. Пространство юрты можно уподобить древнегреческому космосу, который построен позаконам красоты, оно является искусственно организованным фрагментом природы, ее органической частью, верхом и низом, а двигаться можно только по часовой стрелке, вокруг очага, что идет отдвижения по солнцу. Это движение было привилигированным.

Пространство юрты делится у казахов на семантические секторы: правый – левый, соответственно мужской – женский, сакральная половина- тор. Почетному месту – тор соответствовал год Мыши, после Мыши следовала Корова, чьим именем называлось расстояние от тора до кровати (кебеже), олицетворяя достаток, присущий семьям с коровой. Место, где сидел хозяин назывался Тигром, символ власти и мужества. Далее шло место хозяйки – год Зайца, выражавший кротость и покорность. Подле хозяйки располагались продукты, небесные и земные дары, что знаменовалось трудолюбивой Улиткой.
Далее шло пространство змеи – посуда. Котлы, ведра. Лошадь у входа как символ движения. Затем шло пространство Овцы,как символ малых и бедных, мудрой Обезъяны, дающей напутствие, где находилась молодежь, гости дома. Собака - символ преданности, Кабан – гости. Круг замыкался годом Мыши, где начинается летоисчисление и время соприкасается с пространством. В пределах юрты пространство является неоднородным. Пространство не может быть большим либо малым, оно оказывается лишь нужным и подходящим, в зависимости от степени удобства и удовлетворения потребностей.
Семанттическим центром юрты является очаг и шанырак. Под словом шанырак имеется в виду сам дом. О молодоженах говорят «шанырак көтерді», подняли «шаңырақ», создали свой дом. Им желают: «Пустьбудет высоким твой шаңырақ» - одно из лучших благословений. Самое страшное проклятие – « пусть твой шаңырақ упадет на середину». Шаңырақ в вертикальной проекции отражал верхний мир.

Вместе с этим жилище является средоточием культуры социума. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко организован, в нем как и в монгольском жилище выделяется «ось возврата» и «ось пола», место и способ сидения его обитателей были четко маркированы в зависимости отпола, возраста, положения в системе родства. Жизнь человека начиналась в правой части юрты, мирской половине и на ней же завершалась, замыкался жизненный круг его. Все основные этапы жизненного цикла человека отмечались в юрте. Знаками символами выделялись место роженицы, свадебная юрта, траурная юрта.
Интересным на наш взгляд является такой частный аспект осмысления домашнего пространства юрты как символа дуализма мужского и женского начал и их животворной и плодоносящей сущности.

В казахской традиции юрту новобрачных готовили родственники невесты, но дверные косяки привозил с собой жених. 
У каракалпаков мастер, который сделал каркас юрты, никогда не будет делать к ней дверь, считалось, что мастер умрет, если будет делать и юрту, и дверь к ней. По- видимому, это было обусловлено представлением об обязательном соединении одним мастеорм, лишение дуальности процесса изготовления и установки юрты было запрещено традицией,означало отрицание животворящего начала и в силу этого могло стать причиной смерти мастера.
Следующий этап освоения пространства – установка юрты – также подразделяется на мужскую и женскую функции.Установка шанырак – мужская функция, остальная работа – женская. По – видимому, в представлениях казахов существовала какая – то связь между шанырак и способностью женщин к деторождению, плодовитости. Например,если дети умирали, сразу после рождения,то послед закапывали под порогом юрты.
Огромное пространство степи без края и без конца вызывало стремление сосредоточиться, концентрируясь в точке самого жилья, внутри него. Видимый горизонт степи был видимым символом всего видимого и невидимого, диктовал особенности мышления и мировоззрения.
Первичные видимые: круг солнца, полукруг неба, полукруг юрты сформировали представление о трех частях космоса и выделили цифру три. Все мышление строилось на аналогах: солнце – голова, шанырак юрты,туловище –лучи солнца, соответственно - уыки юрты, ноги –земля, кереге, познаваясь как верхний, срединый и нижний миры.
Верхний мир- мир обитания богов, аруаков, духов предков.Срединный мир – мир обитания людей. Нижний мир –мир обитания мертвых. Повторяемость трехзначности всего окружающего приводила к мысли о том, что в Природе все развивается по одним и тем же законам аналогий. Цифра «три» известна в древней философии как мировая символическая доминанта. У казахов эта цифра пронизывает все обряды от рождения до похорон. Человеческая душа представлена у казахов тремя видами: « ет – жан», «шыбын – жан», «рух – жан». После смерти человека шыбын – жан уходит в небо, ет –жан в землю, рух – жан остается в доме умершего.

Своеобразное миропонимание и мировосприятие себя как части Природы, Вселенной как результат духовного стремления человека познать язык природы и жить в ладу с ней, пребывать в гармонии с нею способствовали становлению стабильного улада жизни.
Интересно, что картина мира у различных народов была схожа. Но в то же время имелись в ней и особенности. Весь мир – Космос – располагался в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной. Образно же он воспринимался в виде Мирового Дерева –Байтерек. Корни Дерева – нижний мир, мир предков. Ствол – срединный мир,мир людей, живущих ныне, и крона – верхний мир, мир духов, предков. Эти три мира ориентировались по вертикали, но каждый из них имел и горизонтальную плоскость, в свою очередь разделенную на четыре зоны – Север, Юг, Запад, Восток.

Каждая из зон или сторон света имела эмоциональную определенную окрашенную смысловую нагрузку. Пространство не воспринималось как однородный континиум, а имело качественные характеристики. Например, Восток – считался положительной, хорошей стороной, потому что здесь рождалось Солнце. А вот с Западом связывалось все отрицательное, так как там умирало Солнце. Юг и Север противопоставлялись друг другу. Кроме смыслового определения каждая изсторон света имела и цветовое отличие. Юг символизировал красный цвет. Восток – голубой, запад – белый, Север – черный. В китайском фэн –шуй также имеется цветовая маркировка сторон света.
Для обозначения сторон света также обозначали термины «вперед – восток, назад –запад, направо – юг, налево – север».
Такие, примерно, представления о сторонах света, о Космосе лежали в основе многих обычаев, ритуалов. Известно, что казахи в древности, принося клятву, использовали четыре стрелы, каждая из которых обозначала одну из сторон света. Именно четыре стрелы прикреплены на кулахе Золотого Человека из Иссыка.

Умирзакова Бахыт по материалам книги «Под общим Шаныраком», Караганда, Издательство Экожан, 2010г.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Комментарии

Аязбекова Сабина - Уважаемый Чиэко Вайнах. Направляю электронную версию своей книги. Это второе издание, Первое изздание датируется 1999 г. Отмечу страницы, с которых были заимствованы отдельные фрагменты статьи: 104, 105,107, 108, 109, 110, 111,112. С наилучшими пожеланиями, Сабина
Вс, 31 авг. 2014, 08:06:27 Ответить

Аязбекова Сабина - Часть работы - плагиат из моей книги "Картина мира этноса!.....
Пт, 29 авг. 2014, 15:39:03 Ответить

Чиэко Вайнах - Уважаемая Сабина, мы ни в коем образе не хотели вас обидеть. Вы можете прислать нам ссылки или свой материал, мы с радостью разместим его или сделаем на него активную ссылку. С пожеланием добра и мира!
Сб, 30 авг. 2014, 09:14:37 Ответить

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Это интересно

Открыть раздел Казахстан
НТРК "Ингушетия"
Радио "Путь" им.А-Х. Кадырова:
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
О насОбщественное объединение "Чечено-Ингушское этнокультурное объединение "Вайнах"" Карагандинской области....
Открыть раздел О нас
Председатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Казахстан находится в Центральной Азии, в глубине Евразийского материка. Территория - 2.724.900 кв.км.(1.049.150. sq. miles)....
Открыть раздел География
ИсторияРеспублика Казахстан расположена в центре Евроазиатского континента....
Открыть раздел История
ОтрарОтрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб....
Открыть раздел Древние города
Органы государственного управления в Казахстане. Политические партии Казахстана. Внешняя политика КазахстанаРеспублика Казахстан имеет уже две конституции послесоветского периода....
Открыть раздел Политика
БиографииНурсултан Абишевич Назарба́ев (каз. Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев; род. 6 июля 1940, с....
Открыть раздел Биографии
Как и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до появления ислама....
Открыть раздел Религии
В июне 2004 население Казахстана превысило 15 млн. человек. В 2003 ежегодный прирост населения достигал 0,17%, но уже был зафиксирован значительный отток населения....
Открыть раздел Население
Северный Казахстан — развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика....
Открыть раздел Экономика
О казахской культуре и национальных традицияхПраздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле....
Открыть раздел Культура
Министерство связи и информации Республики КазахстанКомитет информации и архивовВыпущено по программе«Издание социально-важных видов литературы»Рекомендовано к печати...
Открыть раздел Картина мира этноса
Символика Казахстан - это величество огромных горных вершин, диких лесов, жары пустынь, громадных скал, бриллиантовых озер, бескрайних степей, стремительно бегущих рек, искрящихся мощью...
Открыть раздел Символика
В Республике Казахстан отмечаются национальные праздники, государственные праздники, профессиональные и иные праздники....
Открыть раздел Праздники
«Изучить другой язык, прожить вторую жизнь» (Л. Толстой). Государственный язык, – это фактор единства народа....
Открыть раздел Язык
О насОбщественное объединение "Чечено-Ингушское этнокультурное объединение "Вайнах"" Карагандинской области....
Открыть раздел О нас
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация