О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineЛунный календарьСМИ о насКонтакты
Журнал для женщин
Обратная связь

Статьи

 
Трудовое воспитание детей в ингушских семьях

Тема труда и трудового воспитания является главной темой как ингушского воспитания, так и педагогической практики многих народов. Уважительное отношение к труду, как к ценности внушается ребенку с рождения. Каждый горский мальчик или юная горянка росли в атмосфере труда, знали свои трудовые обязанности и были помощниками старших тружеников.

О трудовом воспитании детей у ингушей пишут Н.Ф.Дубровин, Ф.И.Леонтович и др. С раннего возраста дети находились в семье, где труд был первой необходимостью жизни семьи. Дети внимали уроки труда: замечали постоянно повторяющиеся элементы женского труда – уход за скотиной, дойка коров, обработка молока, уборка по дому, приготовление пищи, рукоделие и др.; замечали элементы мужского труда – занятия хозяйскими вопросами по двору, строительство, обеспечение семьи и др. Не оставалось без внимания детей бережливое и аккуратное отношение родителей, старших братьев и сестёр к своим обязанностям. О трудолюбии ингушей писали исследователи разных времён: «Ингуши всё же славятся своим трудолюбием, об их усердии говорят достаточно хорошо возделанные, тщательно огороженные каменными насыпями пашни, на которых сеют пшеницу и ячмень, и маленькие канавки для орошения полей и лугов…», «…всюду полоски вспаханной земли: на всех склонах, во всех впадинах, где только мог пройти человек».

Своё понимание труда, как источника жизни, народ выразил в устном народном творчестве: «Аьхки 1ийне иллар, шийлача 1ай жувра кад беха ихав» (летом отлеживавшийся в тени, холодной зимой ходил просить чашку муки»), «Балха – мекъа, худара – кадай волчох вай лорадолда» (упаси нас от тех, кто на работу ленив, а кашу есть прыток), «Болх безачо вахар а деза» (кто любит труд, тот любит жизнь), «Эхке х1о кхихк1ачун, 1ай ей кхихк1аб» (у кого летом работала голова, у того зимой котёл кипел) и др. Безделье и болтливость осуждались всеми. «Дер дайначара даьр дийцад, воча тIехьено даьй бийцаб» (праздные (люди) прошлыми заслугами гордятся, плохие потомки делами предков гордятся), - говорили о таких людях. Ленивый человек получал осуждение в обществе: «Болх бечоа ди лоаца хетт, мекъачоа из д1аьха хет» (для работающего день короток, а для лентяя долог). О ленивой дочери могли сказать: «Ши ц1аг1 ёцар, даяхач хуг яц саг» (если дома не хозяйка, то и в замужестве не будет ею).

Справедливо считает Г.Н.Волков воспитание в труде основной проблемой педагогики, трудолюбие – главной заботой воспитания, трудовое воспитание – венцом всей системы народного воспитания. Труд воспринимается не только как способ выживания, но и как способ выражения человеческой души, как способ укрепления убеждений и утверждения самого себя.

Трудовое воспитание у ингушского народа являлось основой воспитания. Труд закалял физически, развивал нравственно, укреплял волю и стойкость, обогащал ценным опытом старших поколений. Трудовое воспитание начиналось с раннего возраста. До 5-6-летнего возраста дети играли вместе и назывались одним словом «бераш», т.е. малыши, и не были загружены работой. Постепенно появлялись различающие игры мальчиков и девочек. Они старались имитировать соответствующие их полу работы. Девочки играли в куклы, повторяя вокруг них те же заботы, которые они наблюдали за мамой, мальчики имитировали мужской труд.

К 7-8 годам мама приучала девочку к мысли о том, что она должна быть аккуратна в делах, рукодельница и помощница мамы. Девочка ухаживала за младшими братьями и сестрами, убирала по дому. Мать привлекала девочку к домашнему хозяйству, одновременно учила её этикету, необходимым нормам общения в семье, в коллективе и обществе. Девочек обучали шитью и вышиванию, приучали готовить несложные блюда, приучали к соблюдению чистоты и порядка в доме, к умению обустроить интерьер жилья, развивали вкус домохозяйки.

В жизни девочки к 14-15 годам происходили значительные изменения. Она вставала вместе с домочадцами, приносила воду, прибирала дом, следила за опрятностью одежды неженатых братьев, гостей. В её обязанности входило – постелить гостям, а после того, как они улеглись почистить, погладить одежду. Она обязана была во всём помогать матери по хозяйству. Без надобности она не выходила за порог своего дома, работала наравне со взрослыми женщинами, но уже больше следила за своим внешним видом, физической красотой и стройностью фигуры. И в прошлом, и сегодня к формам благопристойного поведения для девушки относится этикет общения с соседями, близкими и дальними родственниками, с коллегами по работе и друзьями. По примеру семьи и матери, девушка старается освоить секреты хозяйской жизни: учится кулинарному искусству, приготовлению национальных блюд, сервировке стола, хранению продуктов, приёму и обслуживанию гостей и т.д. Эти навыки девушка применяет и в гостях у близких родственников, помогая в организации того или иного мероприятия. О наиболее трудолюбивых, коммуникабельных, знающих традиционный этикет девушках быстро распространяется добрая молва. Роль девушек в семье корректировалась сознанием того, что они рано или поздно уйдут из дома. Система воспитания девочек у ингушей направлена на то, чтобы они с достоинством могли выполнять во взрослой жизни свое предназначение жены и матери.

С 7-8-летнего возраста воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины, и мать больше приводила им в пример отца, братьев. Мальчикам с детства внушалось, что он мужчина, кормилец, что он человек слова, он защитник. Даже в маленьком возрасте им дарили игрушки, имитирующие орудия труда их будущей взрослой жизни. Заниматься не своими играми для мальчиков считалось малодушием, и они не прикасались к игрушкам девочек, старались по мере взросления играть только с мальчиками. Мальчики предпочитали игры спортивного характера, где проверяли друг друга на смелость, мужество, быстроту и силу. Для мальчика в трудолюбии был образцом отец. Сначала механически, а постепенно осознанно мальчики начинали помогать отцу, взрослым братьям в труде, и сами становились похожими на них.

Мальчики могли выполнять более трудоёмкие работы, чем девочки. Они учились запрягать и распрягать быков, правильно вести упряжку в борозде, определять качество пахоты. Для них делали специальные детские косы и учили их косить. С раннего возраста приобщались они к ухаживанию за крупным рогатым скотом, жеребятами. Нередко вместе со старшими мужчинами они работали в поле, ходили на сенокос, пасли животных. Находясь днём и ночью под открытым небом вместе со взрослыми мужчинами, мальчики подвергались всем стихийным воздействиям природы. Туман, ветер, дождь и снег были их постоянными спутниками. Здесь они выполняли самые различные поручения старших: готовили им пищу, ухаживали за скотиной, убирали сено. Взрослые старались подбодрить, воодушевить их при этом на совершение трудовых подвигов, прибегая к крылатым словам и выражениям. Это тоже воспитывало в них желание сделать что-то ещё лучше.

К 10-12-летнему возрасту мальчики осваивали этикет. К приходу гостей они помогали в организации приёма гостей, ухаживали за лошадьми, во время трапезы и мужских разговоров слушали рассказы мужчин, внимали для себя уроки мужества, запоминали различные образы героев, о которых нередко старики рассказывали в беседах.

К 15 годам юноша владел всеми навыками труда мужчин.

Отец в семье у ингушей всегда был строгим, немногословным, мама – главным хранителем традиционных ценностей и внимательной хозяйкой. В ингушских семьях обычно бывало много детей. Родители старались правильно организовать трудовое воспитание детей. Каждый из них знал свои обязанности по дому. Этим воспитывались ответственность и трудолюбие. «Чтобы дети выросли трудолюбивыми, необходимо было убедить их в значимости труда для жизни человека, семьи, общества, убедить настолько, чтобы труд воспринимался как основное правило их жизни, основная норма их жизни, чтобы стремление к труду стало привычкой».

С детства мальчики и девочки замечали и то, как тщательно готовятся родители, все члены семьи к встрече того или иного праздника, к встрече гостя, и это, в свою очередь, формировало их отношение к обязанностям. С детства запоминались понятия: гость - священное лицо, уважение к старшим – долг и обязанность каждого, послушание родителей – сыновний и дочерний долг.

Наравне с трудом, детей учили работать дружно в коллективе. Это тоже были важные качества для человека. О труде и трудолюбии существует много пословиц, и их приводили в воспитательных целях для детей. Мальчиков учили не сторониться труда, быть готовым участвовать в коллективном труде по строительству мостов, дорог, домов, укреплению устьев рек, зачистке лесов и т.д. Важное значение уделялось тому, чтобы в коллективном труде «белхи», юноши и девушки принимали охотно участие.

Воспитание носило домашний и общественный характер. Функционируя в рамках норм и принципов гуманного человеческого общежития, участие людей в коллективном труде белхи являлось мощным фактором формирования нравственного мира людей, показателем благопристойного поведения. Молодым людям было важно иметь высокое общественное одобрение, и первым делом проявлять себя в трудолюбии и трудовой помощи людям. Характеристика, данная молодому человеку старейшинами, закреплялась в народе, и он слыл трудолюбивым, сметливым и умным. По участию молодых людей в общественном и коллективном труде раскрывались нравственные качества людей, их желание или нежелание быть полезным другому. Девушки и молодые женщины собирались на коллективные работы во время ремонта помещения, расчёсывания шерсти, валяния войлока и др. Трудовая взаимопомощь была и значительным культурным явлением, важным звеном общественного быта социума. Приняв участие в белхи, после тяжёлого трудового дня молодёжь весело проводила время на открытом воздухе. Вопросы-загадки в виде головоломок, игра на гармошке, хлопки, отбивающие ритм, и зажигательные танцы на фоне огня костров снимали усталость от работы.

В дни стихийных бедствий все вместе помогали друг другу. Будучи детьми, они учились выручать друг друга в беде, проявляли бескорыстную и братскую солидарность. Традиции взаимопомощи ещё долго сохранялись в ингушском обществе и сегодня продолжают сохраняться.

Степень воспитанности юноши и девушки определялась и определяется их трудолюбием.

Важным качеством в трудовом воспитании было умение ценить рабочее время: «Ханнахьа д1адийна ялат ханнахьа хьатдоал, бера хана 1омадаьр хьалкхийча накъадоал» (вовремя посеянное вовремя созрело, в детстве выученное на всю жизнь осталось), «Ханнахьа ца даьр шозза де дийзад» (вовремя не сделанное пришлось делать дважды), «Ца дича даргдоаца х1ама гаьна ма даккха» (не откладывай то, что рано или поздно, а делать придётся). Сверяя начало своего трудового дня с различными приметами, дети учились вставать очень рано. «Надо встать рано утром, чтобы на голодный желудок не услышать голос кукушки», - говорили горцы и т.д. Дети замечали, что к тем или иным работам взрослые готовились заранее. Так, к весенним работам положено было начинать подготовку ещё зимой. Поручая какую-либо работу детям, подросткам, взрослые акцентировали внимание на своевременность и сноровку в исполнении работы. В практике трудового воспитания большое значение имело разъяснение. Детям разъясняли, как надо выполнять ту или иную работу, что надо вовремя всё делать. К примеру, пока стоит солнечная погода сложить в стога сухое сено, не успеешь – оно сгниёт.

Вообще, в ингушских семьях трудовое воспитание было вплетено в жизнь и быт семьи и общества. Трудовая деятельность связана с её полезностью и для жизни, и для здоровья. У ингушей не принято роптать на тяжёлую работу. Человек трудолюбивый в народном сознании красив. Труд «рождает чувство собственного достоинства, воспитывает благородные привычки… на которых и произрастают и трудолюбие, и бескорыстность как высшее проявление человеческого в человеке». «Была бы работа!» – говорит герой романа И.Базоркина «Из тьмы веков», и в этой крылатой фразе Л.М-Т.Харсиева видит приоритет эстетического аспекта в трудовой деятельности народа, ибо с ним, в первую очередь, связано духовное удовлетворение, которое само по себе способно оказывать обратное положительное влияние на материальные процессы.

О том, что для ингушей труд есть и творчество, говорит развитое декоративно-прикладное искусство. Бывали семьи, в которых секреты традиционного ремесла передавались через поколения. С детства помогая в работе отцу или матери, дети усваивали постепенно секреты ремесла. В ингушском обществе были известны имена строителей башен. Чаще всего они являлись представителями одного большого семейства. Были в народе семьи, известные разведением лошадей. Требовалось много терпения и труда, для того чтобы правильно ухаживать за верховыми лошадьми. С малых лет мальчики наблюдали, что перед дальней дорогой лошадей нельзя поить водой. Коней нужно было содержать в чистоте, протирать шерсть коня, купать, тренировать, устраивать для них заезды на большие расстояния. Мальчики ухаживали за лошадьми под пристальным вниманием старших. Выращивание лошадей являлось целой школой.

У кузнеца вырастал сын кузнец. Изо дня в день, постепенно обучались дети трудовым секретам своих родителей. У рукодельницы-матери нередко вырастали дочери-рукодельницы. Девочки учились прясть, вязать, шить, вышивать. Девочки помогали обрабатывать шерсть, стирать её и расчёсывать, изготовлять бурки, и это считалось хорошими качествами девочки. Из шерсти делали ткани, ковры и другие изделия.

«Труд становится источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях гордость, радость и удивление перед их способностью к творчеству», - писал Ю.Борев. Имена наиболее искусных мастериц, резчиков и ремесленников становились известными в народе. В их адрес звучала масса эпитетов. Нередко можно встретить и сегодня в ингушском обществе потомственных ремесленников, врачей, учителей, художников и др. Дети стараются унаследовать ремесло и профессию родителей.

В каждой трудовой области – в земледельческой, скотоводческой, ремесленной – были свои секреты труда и приметы, которые складывались на протяжении веков. С весенним равноденствием были связаны различные работы. Существовало много примет, относительно времени, когда в активную фазу вступал труд земледельца. Люди трудились и верили в силу различных культов и старались умилостивить их для большего плодородия земли и скота.

Трудолюбие человека проявляется во всём – в хозяйских вопросах, в образовательном процессе, в настойчивости в достижении целей. Начинается формирование трудолюбия в семье, с раннего возраста детей, с маленьких поручений детям, которые усложняются по мере из взросления.

Именно в труде и через труд человек испытывает чувство радости и гордости. Полезный, нужный труд доставляет наслаждение.

Ingush.tv
этнограф - З.М-Т.Дзарахова


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Статьи

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Местное время
Рассылка новостей
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
КонтактыПредседатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жду тебяВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жду тебя
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online