О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineЛунный календарьСМИ о насКонтакты
Журнал для женщин
Обратная связь

Статьи

 

Одежда – один из важнейших элементов материально культуру, в значительной степени отражающий этническое своеобразие. Она так же, как жилище и поселение, тесно связана с образом жизни и хозяйственной деятельностью народа, представляет собой ценный источник для изучения этнической, социально-экономической и политической истории народа, его мировоззрения и контактов с другими народами. В ней отражаются идеалы красоты и эстетические вкусы этноса.
Из всех народов Северного Кавказа хуже всего обстоит дело с изучением одежды у вайнахов. Между тем их одежда, в особенности женская, отличается значительным своеобразием. Чеченцы тесно соприкасались со многими народами – горцами Восточной Грузии, Дагестана; ингуши – с осетинами, кабардинцами, грузинами. Сказывалась близость Военно-грузинской дороги, издавна связывавшей Закавказье с Россией, развитость городов в 18 в. (Кизляр, Моздок), в 19 в.(Владикавказ и Грозный).Все это служило не только источником получения тканей, отдельный предметов одежды, обуви, украшений, но и способствовало проникновению городской моды.
Основными источниками для написания данной статьи послужил, в первую очередь, этнографический материал о женской одежде населения горных и равнинных районов Чечено-Ингушетии. Ценными оказались для нас выкройки женской одежды и фотографии конца 19-начала 20 в.в.,а также коллекция предметов из собраний краеведческих музеев Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестана.
В рассматриваемый период, особенно до появления на равнинах и в горных районах Центрального Кавказа одежды фабричного производства, широко использовали домотканую материю, шкуру домашних и диких животных. Шерсть – т1арг1а – обычно зимой прочесывали на чесалке – ехк.
Затем, к весне, начиналось прядение, крашение, ткачество валяние войлока.
Во всех регионах проживания вайнахов применялась одна и та же форма прялки (чеч. – урчукх, инг. – йоч1инг). Шерстяную нить пряли двух видов – тонкую и грубую. Тонка использовалась для ткания шерстяной материи, маша – «домотканое сукно»(инг. – маш), из которой шили одежду, а грубая – для изделий хозяйственного назначения .
До кавказской войны в Чечне и Ингушетии изготовлялось и полотно из льна (виета).
Почти все остальные ткани были привозными и покупались у армянских, персидских, русских, кумыкских, у собственных купцов, например: дари «сорт шелковой блестящей ткани»(инг. даьри), боз – бязь, чилла – шелк, басма – ситец(инг. – бастам) и т.д.
Вся одежда у вайнахов делится на нижнюю – чухула юха бедарш, букв. «снизу одеваемая одежда» и верхняя – т1ехула юху бедарш, букв. «сверху одеваемая одежда».Бедар(инг. барцкъ) называется в чеченском языке одежда вообще, а барзакъ «верхняя одежда».
В костюм вайнахской женщины входят следующие элементы: нижняя рубаха – чуьра коч,верхнее платье – т1иера коч, нагрудник – силг(чеч.), кашмат(инг.), передник – хьалхауллург(чеч.),т1оьлг(инг.);овчинная шуба – кетар, головной платок – кортали, «телогрейка», «жилет» – садуохдийриг(чеч.),белих-йоллург(инг.), юбка – юхациоллург, пояс – доьхка (чеч.), т1ехкар(инг.), носки – пазаташ,обувь – когаюхург и украшение, каждый из тип ов которых имеет свое дифференцированное наименование.
Нижняя рубаха – вдвое сложенная материя длиной до лодыжек, широкая имеет прямо приставленные длинные руква – пхьуош., кругло вырезанный ворот – кач,
застегивалась на одну пуговицу – нуьйда, чепилг(инг.).
Поверх нее надевали другую рубаху т1иера коч. Поверх т1иера коч надевали нагрудник , накоторый спереди нашивались украшения – дато.Ингуши поверх т1иера коч надевали 1аджараш, наподобие чеченского передника, который состоял из пояса и пришитых к нему двух пол, пояс подвязывали на талии поверх платья. Расшитые цветными шелковыми нитками, обе полы спадали по животу до колен.Шили его из бархата или шелковой такни.Во время ходьбы полы чокхи раскрывались и 1аджараш красиво виднелся.
Поверх указанных элементов одевалось распашное платье чокхи (инг.), г1абали(чеч.), имеющее праздничное назначение.
Чокхи/г1абали шили по разному: присборенное на талии или в складах платье носили молодые 12-16-летние девочки, 5-6 полосные платья шили более старшие незамужние и замужние женщины.
Женщины из зажиточных семей шили чокхи из бархата, парчи, сукна, а большинство населения – из сатина и крашенной шерстяной ткани. Оба вида чокхи/г1абли были полностью раскрыты спереди и приталены с узкими достигающими запястий рукавами. На праздничную одежду нашивались вторые, ложные рукава, разрезанные до подмышек и широко провисавшие почти на длину одежды. Г1абли застегивалось в талии на два-три крючка. Ворот, перед, подол и ложные рукава вокруг обшивали позументами, кружевами или мехом, вышивали золотом орнамент.
Старые женщины г1абли не одевали. Их домашней и выходной одеждой были платье-рубаха и платье с кокеткой, покрой которого по сей день встречается среди пожилых женщин.
Следующим элементом женской одежды было платье (полшу) без разреза на юбке, рукавами с манжетой. Шилось оно довольно свободно, часто с подкладой.
Большое внимание вайнахские женщины уделяли головным уборам. Женский головной убор не был лишь утилитарным средством защиты головы. Он считался символом общественного могущества, сохранения сакральной чистоты женщины. Из женских головных уборов особый интерес представляет курхарс. На Северном Кавказе он зафиксирован только среди вайнахов. Е.Крупнов отмечает, что курхарс носили лишь женщины из зажиточных семей. По-ингушски «кур» – означает гордость, а харсаш – шелкова бахрома. Курхарс считался самобытным ингушским головным убором, который датируется средневековьем.Однако в последнее годы появились материалы, свидетельствующие о бытовании курхарса и у чеченцев.
Повседневным головным убором вайнахских женщин конца 19 начала 20 в.в. был платок – кортали (инг.куортали), что буквалльно означает «накидка на голову»(корт – голова,тиллар – от глагола тилла «накидывать, одевать»). Без платка женщины не появлялись не только на людях, но и в своей семье. Головной платок выполнял большую роль при соблюдении невестой традиционных норм поведения. Выходным головным убором пожилой женщины служил платок большого размера с бахромой, а для дома – малого размера, сложенный треугольником, концы которого подвязывались под подбородок.Девочки до 12 лет носили платок небольшого размера, концы которого скрещивали и затем завязывали на затылке. Девушки на выход накидывали на голову три метра шифона, в основном белого цвета, дома носили маленькую косынку.
Чеченские и ингушские пожилые женщины носили чухту – женский головной убор, прикрывающий женский волосы. Волосы, сплетенные в косички, опускали в чухту и закидывали за спину. Поверх чухты надевали платок – йовлакх.
В одежде незамужних женщин, у невест встречаются цветной, тонкий, легкий шелковый головной платок – гулмаьнд(чеч.),гурмули(инг.),хари из плотного шелка с бахромой, шелковоый узорчатый головной платок – шаулакх, вязаный платок – бой «шаль», шифон – шипо и ингушская шапка – кий. Каждая женщина выбирала головные уборы по возрасту. У молодых были платки шелковые, узорчатые или без узоров, но с бахромой. В основе всегда лежал единый принцип – волосы замужних женщин не должны быть видны.

ВАЙНАХСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА (ОБУВЬ И НОСКИ) 

С незапамятных времен вайнахские женщины надевали на ноги сшитые дома шерстяные носки. Существовал для них и собственный термин – mха/mIepгIа пазаmаш (носки из шерсти). Вязанные из шерсти носки не имели на Северном Кавказе древней традиции, в отличие от Дагестана и Закавказья. Например, название вязаных носков и чулок у карачаевцев, балкарцев и осетин происходит от грузинского цинда – носки, чулки, что свидетельствует, возможно, о заимствовании этих изделий из Грузии.

Остатки старинных носков в чеченских и ингушских музеях не сохранились. Но известно, что вязаные носки у вайнахов носили и женщины, и мужчины. В отличие от других народов Северного Кавказа, вайнахи носили вязаные из шерсти одноцветные темные или белые носки. Существовали так же, как у всех горцев Северного Кавказа, носки из сафьяна, туго обтягивающие ногу – маьхьсеш.

Вайнахи специально для носок шерсть не ткали, а использовали для их производства обрезки, оставшиеся от выкройки других элементов одежды. Зимние носки шили из овечьей шкуры, выворачивая ее ворсистой стороной вовнутрь. Выкраивать носки из шерстяной ткани или овчины умела каждая женщина. В горных районах Чечни и Ингушетии женщины пестрых носок не вязали, тогда как тушины, хевсуры и дагестанцы вязали красивые оригинальные носки. Высота носков обоих видов достигала колен или середины голени. Высокие носки шили из белой, красной, черной, коричневой шерстяной ткани. Шерсть при этом использовали и тонкую, и грубую. Порой шили из двойной ткани, чтобы носки не были тонкими. Особенно красиво расшивали орнаментом носки для невесты, вне зависимости от того, были ли они сшитыми или вязаными.

Высокие носки носили главным образом зимой, хотя многие пожилые женщины, заправляя в них штанины белья, могли носить их круглый год. Вязаные носки по сравнению со сшитыми были теплее и считались зимними. Женщины из зажиточных семей имели и носки фабричного производства, но большая часть горных и равнинных вайнахских женщин довольствовались изделиями собственного производства.

Согласно этнографическим материалам, вайнахи вязали носки из тройной нити спицами и крючком, но более широко были распространены сшитые из ткани, а затем украшенные носки. Такие носки вайнахские женщины шили и в подарок.

Широко использовалась вайнахами и кожа для обуви. Например, обувью горных и равнинных регионов были mIаьрсакан кIархаш – чувяки без подошвы, мачаш - чусты, пошмакхаш - туфли без задников (на каблуке или без каблука), кожаные мягкие без подошв чувяки – маьхьсеш, еIарманчаш –обувь из сыромятины, калбанаш - лапти из сыромятины и др.

КIархаш представляла собой кожаную летнюю обувь. Выкраивалась она из двух кусков. Швы приходились вдоль ступни вовнутрь, их обрабатывали молотком. Поверх нашивался шелковый кант. Некоторые пришивали к этой обуви и кожаный низ. Этот вид обуви считался выходным. Мягкая и легкая, она была хороша для танца. Такого типа обувь вайнахи шили и из войлока с высоким и низким голенищем, украшая ее шелковыми нитками и вырезанными из кожи орнаментом – бусmамаш. Эту обувь с высоким голенищем называли исmанга бIоржамаш, с низким – бIоржама кIархаш.

Чеченцы и Ингуши использовали и привозимую обувь. Из Дагестана они ввозили кожаные туфли без задников и чусты, которые нашли широкое употребление среди вайнахов. Кроме туфель без задников (кIажаш), вся вышеназванная обувь считалась и мужской.

Наиболее распространена была в народе, особенно в горных районах, обувь из сыромятины – неIармачаш, буквально – обувь из шкуры крупного рогатого скота. Шили ее, как правило, из единого куска, со швами на носе и заднике, с язычком и завязками у щиколотки. Надевали неIармачаш на босу ногу, подкладывая осоку или листья кукурузы, а иногда на носки. Для зимы такая обувь была холодной, поэтому внутрь – для утепления – клали сено.

Более просто делалась другая обувь – калбанаш. Для ее изготовления брался кусок кожи, по краям делались отверстия для продергивания ремня-шнурка. Ремни затягивались под или над щиколотками, кожа обволакивала ногу, и получался простейший вид обуви, не требующий для своего изготовления больших усилий.

Из сыромятины делались и хулчи – особого рода сандалии с подошвой из плетеного ремня, чтобы в горах не скользила нога. С этой же целью к обуви привязывали треугольные железные подковы, а также и симхье с волосяным покровом на подошве.

Вайнахи носили также мачаш, широко распространенный почти на всем Северном Кавказе. Мачаш шили из кожи: верх – из козьей или телячьей, а низ – из кожи крупного рогатого скота. Зад верхней части был прикреплен к низу навощенной нитью. Для пожилых женщин эту обувь шили обычно из черной кожи, а для молодых – из красной. Среди женской обуви выделялась пошмакхаш - для незамужних и невест. Она была доступна не всем. Сначала эти два вида обуви завозились торговцами, но со временем их стали шить и на месте.

В Чечне, Кабарде, а иногда и в Осетии встречались также кожаные галоши с подошвой и низким широким каблуком. Чеченцы эту обувь называли екъа калош (женские калоши). В горных районах Чечни в галоши стелились специально приготовленные войлочные подстилки – уmаркхаш.

В начале ХХ в. в Чечне и Ингушетии появились резиновые галоши – лаклош, имеющие почти схожую с чустами форму. Но они были доступны только богатым. У чеченцев их покупали девушкам и молодым парням.

Таким образом, до массового появления фабричной обуви вайнахи, в основном, довольствовались обувью собственного производства.

Л.Гарсаев – «Вайнахская женская одежда (конец XIX – начало XX в.)». Обувь и носки

http://ghalghay.com


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Статьи

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Местное время
Рассылка новостей
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
КонтактыПредседатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жду тебяВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жду тебя
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online